ПРАГА---У Армении и Азербайджана есть добрая воля для того, чтобы решить конфликт в Нагорном Карабахе мирным путем, считает президент РФ Владимир Путин. Сегодня переговоры в Сочи проходят в трехстороннем формате, ожидается, что позднее к ним присоединятся члены делегаций. Мы побеседовали с сотрудником армянской службы Радио Свобода Геворгом Стамболцяном.
Александр Касаткин: Геворг, с чем, на ваш взгляд, связано обострение в последнее время в Нагорном Карабахе?
Геворг Стамболцян: Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. В первую очередь это связано с тем, что позиция азербайджанской стороны в последнее время с каждым месяцем становится все жестче, т.е. азербайджанская сторона перестала говорить о каких-то компромиссах. Она говорит только о том, что ей нужно вернуть все, как она называет их, оккупированные территории, и в данной ситуации она как бы не оставляет впечатления партнера по переговорам. Это скорее позиция стороны, которая готовится к войне. Если раньше эту позицию озвучивали чиновники среднего звена и в президентской администрации в Азербайджане или, на худой конец, армейские генералы, то теперь эту позицию начал озвучивать сам Ильхам Алиев. Несколько дней назад вдруг у него проснулся находящийся в спячке аккаунт в твиттере, и он за час «наваял» там около 60 записей, где черным по белому заявлял о том, что с Арменией будет война. Это, наверное, первый случай в мире, когда через твиттер объявляют войну.
В принципе, общая ситуация становится все хуже и опаснее, потому что переговорный процесс зашел в тупик и, как говорят люди, которые более или менее знакомы с этим процессом, между сторонами нет абсолютно никакого взаимного доверия. То есть такого между армянской и азербайджанской сторонами не было никогда, особенно при Гейдаре Алиеве, даже было несколько случаев, когда стороны были близки к какому-то соглашению, теперь же ни о каком соглашении речи нет. Азербайджан к своему дипломатическому давлению, экономическому давлению, блокаде добавил еще и военное давление – инциденты на границе стали случаться все чаще, в итоге это приводит к таким достаточно плачевным результатам.
Александр Касаткин: Сегодня в Сочи проходят трехсторонние переговоры. Имеют ли они, на ваш взгляд, какие-то перспективы и получится ли достичь какого-то результата в этих переговорах?
Геворг Стамболцян: Насколько я знаю, они уже завершились. Во всяком случае, вначале они выступили с какими-то заявлениями, и основное ожидание от этой встречи к этому часу в том, что стороны надеются (во всяком случае, в Ереване), что Россия сможет надавить на Азербайджан, чтобы он слегка усмирил свой пыл, потому что то, что происходит сегодня на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и на некоторых участках армяно-азербайджанской границы, – это уже не состояние замороженного конфликта. Американский сопредседатель Минской группы два дня назад уже заявил о том, что карабахская проблема не является замороженным конфликтом. Стороны стреляют, и калибры оружия становятся все больше: если раньше стреляли в основном из автоматов, снайперских винтовок и крупнокалиберных пулеметов, то сейчас в ход пошли минометы, станковые гранатометы. Во всяком случае, Министерство обороны Армении заявляет, что с азербайджанской стороны были случаи применения таких видов вооружения. Главная надежда от сегодняшней встречи в том, что Россия даст понять сторонам и, в первую очередь, официальному Баку, что ей, особенно на фоне всех этих историй с Украиной, еще одна война у своих границ абсолютно не нужна.
Александр Касаткин: У некоторых экспертов есть такие оценки, что именно Россия провоцирует конфликты на линии соприкосновения. Имеет ли Россия, на ваш взгляд, влияние непосредственно на эти конфликты?
Геворг Стамболцян: Россия имеет влияние на все конфликты, которые происходят у границ с Российской Федерацией на всем постсоветском пространстве. Сказать конкретно, что данная эскалация конфликта спровоцирована Россией, я не берусь, потому что никаких фактов нет. Другой вопрос, что Россия является достаточно активным поставщиком оружия и для Армении, и для Азербайджана. Армянские поставки осуществляются в рамках организации договора о коллективной безопасности, и их конкретное количество не очень афишируется. А в случае с Азербайджаном периодически, раз в несколько месяцев, мы узнаем о каких-то новых закупках азербайджанской стороны в России. Во всяком случае, азербайджанская армия стала одним из основных клиентов по закупке российского оружия. Там происходят достаточно серьезные сделки: в прошлом году была сделка общей стоимостью в несколько миллиардов долларов.
Радио «Эхо Кавказа»