Ссылки доступа

Европа отказалась от крымского


Наиболее известным экспортным товаром Крыма остается вино
Наиболее известным экспортным товаром Крыма остается вино

Европейский союз с 25 июня ввел запрет на ввоз товаров из Крыма и Севастополя без украинской сертификации. Кроме того, европейские страны отказались от страхования крымских грузоперевозчиков и предоставления им финансовых услуг. Впрочем, как считают эксперты, решение ЕС во многом носит политический характер и практически не способно навредить экономике аннексированного Россией полуострова.

По данным Главного управления статистики Республики Крым, за последние годы доля экспорта товаров с территории полуострова в страны Евросоюза составляла от 23 до 25 процентов, в 2013 году объем таких поставок превысил 200 миллионов долларов. Причем, как отмечает член экспертного совета Комитета Государственной думы России по экономической политике, партнер компании "Налоговик" Роман Терехин, основными партнерами Крыма в государствах ЕС были только Германия и Италия, экспорт в другие европейские страны был минимальным. В основном с территории полуострова экспортировалась продукция химической промышленности, минеральные продукты, механические и электрические машины, а также алкогольные напитки.

Мировое сообщество никогда не признает незаконную аннексию полуострова Россией

Принявшие решение о введении запрета главы внешнеполитических ведомств Евросоюза уверены, что оно демонстрирует их четкую позицию: мировое сообщество никогда не признает незаконную аннексию полуострова Россией. Но, несмотря на такие, казалось бы, жесткие меры, экономика региона пострадает не сильно. По крайней мере, в этом поспешили заверить жителей Крыма и Севастополя их новые руководители. Также это подтверждают и местные предприниматели.

Многие внешнеэкономические связи были нарушены сразу после проведения так называемого мартовского референдума о государственной независимости Крыма. Например, работа известной в Севастополе фирмы "Таврида-электрик", изготовляющей вакуумное коммутационное оборудование, усложнилась из-за пророссийской деятельности ее владельца Алексея Чалого. Однако другие севастопольские предприятия, чьи руководители не были причастны к событиям трехмесячной давности, продолжают сотрудничать с зарубежными коллегами. Исполняющий обязанности начальника государственного предприятия "Севастопольский морской рыбный порт" Валерий Скляров хотя и признает, что подобные санкции от Евросоюза могут повлиять на работу его компании, но не считает, что это не станет серьезным ударом для их бизнеса.

На наше предприятие запрет должен повлиять, но есть масса способов его обойти

– На наше предприятие запрет должен повлиять, но есть масса способов его обойти. Эти решения невзвешенные, непродуманные и не соответствуют многим международным конвенциям. Сам Евросоюз абсолютно не заинтересован вот в этих совершенно надуманных санкциях. Победит бизнес, победит экономика, – надеется Скляров.

Винодельческие компании Крыма также экспортировали свои товары в страны Европы, но процент экспорта от общих продаж был невелик. К примеру, известный на полуострове завод "Массандра" свою продукцию отправлял в основном на рынки России, Дальнего Востока и Азии. Севастопольские виноделы также не могли похвастаться большими продажами вин местного производства на европейском рынке. По словам менеджера по связям с общественностью группы компаний INKERMAN International Светланы Любченко, их предприятие только планировало сотрудничество со странами Европы:

У нас были планы выходить на европейский рынок, эти планы на данном этапе и остаются

– Европейский рынок для компании INKERMAN International – это рынок, который мы только начали развивать. У нас были первые контакты, но продажи составляли буквально мизерную долю в нашем общем объеме продаж. Поэтому никакого финансового эффекта это решение на компанию не окажет. У нас были планы выходить на европейский рынок, эти планы на данном этапе и остаются. А как будет дальше, мы будем смотреть, – говорит Светлана Любченко.

Что касается химической промышленности Крыма, то самым крупным экспортером в этой отрасли остается предприятие "Крымский Титан", ведущий на территории Восточной Европы производитель диоксида титана. Он применяется в производстве пластмасс, в лакокрасочной и резинотехнической промышленности. На официальном сайте завода можно найти информацию о многочисленных европейских дистрибьюторах в таких странах, как Венгрия, Испания, Австрия, Германия, Италия, Сербия и Франция. Попытка получить официальный комментарий от руководства предприятия успехов не принесла. В киевском офисе компании собеседник, не пожелавший назвать свое имя, ответил коротко: "Пока работаем. Больше ничего не могу сообщить". Тем временем можно предположить, что "Крымский Титан" сможет и дальше торговать со странами Европы, используя свой украинский дистрибьюторский офис.

Иначе говоря, пока запрет на поставки товаров из Крыма в страны Евросоюза не предвещает экономической катастрофы для полуострова. Причина этого, отмечает партнер компании "Налоговик" Роман Терехин, в особенностях бизнеса большинства крымских компаний:

– Мало кто из них работал напрямую с Европой. Как правило, это были некие этапы технологических процессов во взаимодействии с другими украинскими компаниями. И, кстати, это тоже сейчас для них – перестраивать взаимодействие таким образом, чтобы вписаться в другие, может быть, какие-то российские производственные цепочки. Потому что взаимодействие с Украиной снизилось уже давно.

– В решении Евросоюза оговаривается, что будет запрещен ввоз лишь тех товаров, которые не прошли украинскую сертификацию. Есть ли такой вариант, что крымские товары пойдут в ЕС через Киев? Или здесь все-таки политическое решение и все они будут разворачиваться в сторону России?

Подобное экономическое сидение на двух стульях – очень сложный процесс с юридической точки зрения

– Поскольку в Крыму далеко не все компании благосклонно восприняли переход к России, то часть из них может попробовать получить украинскую сертификацию и с помощью этого выйти на европейский рынок. Но надо понимать, что подобное экономическое сидение на двух стульях – очень сложный процесс с юридической точки зрения. Компании, которая зарегистрирована в России, будет сложно сделать вид, что она является украинской. Очевидно, что когда ЕС говорит про некую украинскую сертификацию, то он имеет в виду именно это, то есть данную меру можно считать запретительной.

– А поставки через территорию России невозможны?

Путь сохранения рынка ЕС до тех пор, пока у самого Евросоюза нет желания его открывать, практически тупиковый

– Реэкспорт через территорию России возможен, и, наверное, этим также будут пытаться пользоваться. Но опять же проблема в том, что причина санкций – это политика. И когда мы говорим о политике, то очевидно, что целью является усложнение жизни крымского бизнеса. А это значит, что санкции могут вводиться не только напрямую в отношении крымских компаний, но и в отношении реэкспорта, и более того, даже в отношении тех компаний, которые взаимодействуют с крымскими компаниями. То есть способы давления могут быть разные, и, к сожалению, если Крым будет пытаться каким-то образом выкручиваться и цепляться за взаимодействие с европейским рынком, то наверняка европейские страны будут пытаться эти рычаги и каналы также перекрывать. Поэтому путь сохранения рынка ЕС до тех пор, пока у самого Евросоюза нет желания его открывать, практически тупиковый.

– Сейчас много пишут о том, что на фоне запрета ввоза крымских товаров в Европу и разрушения связей с Украиной у полуострова до сих пор юридически не налажены связи с Россией, нет тех же контрактов и договоров о сотрудничестве. На ваш взгляд, насколько эта проблема долгосрочная?

– Вообще, построение взаимоотношений с новой страной для крупного бизнеса – это задача не одного дня и даже не одного месяца. И здесь очень большое значение будет иметь то, насколько активно будет задействован административный ресурс, насколько федеральный центр будет помогать построению этого взаимодействия. Уже сейчас мы видим, что многие компании с государственным участием отправляют на отдых своих сотрудников в Крым. Но очевидно, но проблема не в том, что

Построение взаимоотношений с новой страной для крупного бизнеса – это задача не одного дня и даже не одного месяца

раньше это было невозможно, а очевидно, что это некая психологическая поддержка, в том числе. Мы видим, каким темпами вкладываются средства в транспортное развитие Крыма. Если это будет происходить, если будет выстраиваться инфраструктура, которая сейчас плохо развита (ведь у Крыма с Россией пока нет даже нормального транспортного сообщения), то по мере этого и будут усиливаться связи с Крымом. Кроме того, мы также слышали, что власти попросили российские компании выстроить взаимодействие с крымскими подрядчиками, то есть размещать у них заказы. И компании с государственным участием наверняка будут что-то там делать, возможно, в том числе и Министерство обороны будет размещать свои заказы на крымских предприятиях. Вот это станет хорошим стимулом для того, чтобы крупный крымский бизнес был нагружен заказами. А когда развивается крупный бизнес, то вокруг него развивается сеть малого бизнеса, который занимается обеспечением его деятельности. Это, соответственно, становится двигателем для развития и малого бизнеса также.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG