Ссылки доступа

«Как фокусники из рукава»


Михаил Ходорковский: за стеклом от правосудия. Фото 2010 года
Михаил Ходорковский: за стеклом от правосудия. Фото 2010 года
Возможность появления "третьего дела ЮКОСа" будоражит журналистов уже несколько дней. Сложно разобраться в том, насколько реальны сообщения о существовании этого дела, как и понять, может ли иметь отношение к нему Михаил Ходорковский.

Поводом для оживления стала реплика заместителя генерального прокурора России Александра Звягинцева, который в разговоре с корреспондентом "Интерфакса" вдруг вспомнил о Ходоровском и заявил, что в отношении бывшего главы ЮКОСа расследуются несколько уголовных дел, "которые имеют хорошую судебную перспективу".

Что это за дела, какое отношение имеет к ним прокуратура, пусть даже и генеральная, которая давно уже не занимается следствием, Звягинцев не уточнил. В Следственном комитете дела Ходорковского с "хорошей судебной перспективой" комментировать не стали. Зато у "Интерфакса" появился источник, "знакомый с ситуацией", со ссылкой на который агентство всю минувшую неделю сообщало новые подробности, не вносившие, впрочем, ясности в общую картину.

Акция в защиту Михаила Ходорковского в Мещанском суде Москвы. Снимок 2004 года
Акция в защиту Михаила Ходорковского в Мещанском суде Москвы. Снимок 2004 года
Достоверно известно лишь о существовании так называемого "материнского" дела ЮКОСа, возбужденного еще в 2003 году, из которого выросли все дела, так или иначе связанные с бывшими сотрудниками этой компании. Известно и то, что в 2013 году в офисах и квартирах ученых, участвовавших в общественной экспертизе второго дела Ходорковского, прошли обыски и выемки, а самих ученых вызывали на допросы в Следственный комитет. Сам Михаил Ходорковский с октября 2003 года находится под стражей. Соответственно сейчас предъявить ему обвинения можно либо в том, что он делал или не делал до ареста, а здесь все сроки давности истекли. Либо нужно искать криминал в каких-то действиях Михаила Ходорковского, совершенных в колонии и тюрьме под присмотром сотрудников ФСИН.

Остается, правда, вариант обвинения бывшего руководителя ЮКОСа в совершении преступлений, не имеющих сроков давности, Владимир Путин, например, часто говорил о "руках в крови". Но этот вариант отвергают решительно все. Даже самые большие скептики говорят: "и у беспредела есть предел".

Ориентируясь на сообщения источника "Интерфакса", часть журналистов пришла к выводу о том, что "третье дело ЮКОСа" не что-то новое, а то самое "дело экспертов", из-за которого, например, Россию покинул бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

В Следственном комитете подозревают, что работа ученых, проводивших экспертизу второго приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, оплачивалась из отмытых бизнесменами денег. Причем в официальных бумагах указывалось, что экспертами "издавались монографии и осуществлялись публикации в СМИ о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство… создавалась иллюзия необходимости либерализации уголовного законодательства, и в интересах Ходорковского М.Б. были внесены изменения в законодательство России".

"Мне думается, пора обращаться уже к представителям медицины в связи с вызовами на допросы и попыткой найти криминал в деятельности экспертов. Я полагаю, что в данном случае Следственный комитет превышает свои полномочия, – говорит президент Палаты адвокатов Москвы Генри Резник. По его словам, "дело экспертов" может свидетельствовать о превышении полномочий сотрудниками Следственного комитета России, потому что в действиях лиц, которые не являются участниками уголовного судопроизводства, которые высказывают любые суждения – профессиональные, эмоциональные – относительно уголовных дел, любых судебных дел, изначально отсутствует состав преступления. Мне представляется, что сейчас господин Бастрыкин сожалеет о том, что экспертов вызывали в суд. Наверное, не сильно при этом думали, а, видимо, хотели кому-то потрафить. Кому? Я, откровенно говоря, догадываюсь, но догадку свою конкретизировать не буду".

Провести общественную экспертизу второго приговора в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в феврале 2011 года Совету по правам человека поручил тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Позже он подверг сомнению заключение экспертов, которые пришли к выводу о незаконности уголовного преследования бывших совладельцев ЮКОСа.
Теперь "знакомый с ситуацией" источник "Интерфакса" рассказывает о 15 специалистах, проходящих по "третьему делу ЮКОСа": это юристы, правоведы, адвокаты, экономисты, которые участвовали в общественной экспертизе по второму делу Ходорковского.

Источники другого информационного агентства, ИТАР-ТАСС, рассказывают не об экспертах, а о бывших топ-менеджерах ЮКОСа, живущих за рубежом. Среди них – бывший финансовый директор нефтяной компании Брюс Мизамор, бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди, специальный советник по управлению компанией Дэвид Годфри, а также директор Group Menatep Ltd Тимоти Осборн. Их, говорят источники, обвиняют в отмывании за границей более 10 миллиардов долларов, похищенных, по мнению следствия, до 2005 года. Эти средства не входят в сумму хищений, которая инкриминировалась Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.

Ни в первом (с экспертами), ни во втором (с топ-менеджерами) случаях статус Михаила Ходорковского пока не определен, но ему все-таки могут предъявить обвинения, и в этом случае экс-главе ЮКОСа будет грозить до семи лет заключения, рассказали ИТАР-ТАСС и "Интерфаксу" осведомленные источники. Защите же, по словам адвоката Михаила Ходорковского Вадима Клювганта, ничего конкретного о новых делах не известно.

"Ходорковский уже более 10 лет находится в тюрьме. Что ему инкриминируется и где ему инкриминируется – я не знаю, поскольку как защитник Михаила Ходорковского никакой официальной процессуально значимой информации о том, что ему что-либо инкриминируется и даже, более того, о том, что в отношении него что-либо расследуется, у меня нет. Заниматься гаданиями на кофейной гуще под воздействием всяких анонимных или полуанонимных бессодержательных инсинуаций я не считаю возможным", – сказал Вадим Клювгант.

Адвокат Константин Ривкин, на протяжении многих лет защищавший бывшего бизнес-партнера Михаила Ходорковского Платона Лебедева, опасается, что в сложившейся ситуации могут реализоваться самые неутешительные прогнозы, связанные с дальнейшей судьбой совладельцев ЮКОСа.

Встреча с президентом. Весна 2002 года
Встреча с президентом. Весна 2002 года
"Есть печально известное дело 18/4103, которое, напомню, было возбуждено 20 июня 2003 года – напоминает Ривкин. – Из него наши доблестные следователи, как фокусники из рукава, вытаскивают то одни уголовные дела, то другие. И никаких препятствий на этом пути нет. Как человек, 8 лет участвовавший в этом деле, я могу сказать, что никогда власть не проявляла особой лояльности в отношении наших подзащитных. И на сегодняшний день она тоже такую лояльность не демонстрирует. Негативный исход событий, к сожалению, будет более естественным для наших современных реалий, чем какие-то положительные изменения".

Журналисты продолжают разбирать варианты новых возможных обвинений для Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. "Ведомости", например, увязывая историю с "делом экспертов" считают, что бывших совладельцев ЮКОСа могут привлечь к ответственности за воспрепятствование правосудию. А собеседник РБК Daily полагает, что новый срок Михаил Ходорковский может получить, например, по статье о подготовке к госперевороту.

Если же исходить только из решения Верховного суда России по второму делу ЮКОСа, Платон Лебедев выйдет на свободу в мае, а Михаил Ходорковский в августе 2014 года.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG