Ссылки доступа

Иван Волынкин: «Никакого давления с нашей стороны не было»


Чрезвычайный и Полномочный посол России в Армении Иван Волынкин. фото: slaq.am
Чрезвычайный и Полномочный посол России в Армении Иван Волынкин. фото: slaq.am
По словам Чрезвычайного и Полномочного посла России в Армении Ивана Волынкина, вступив в Таможенный союз, Армения будет вынуждена уступить часть своего суверенитета. Подобное заявление Волынкин сделал в эксклюзивном интервью Радио Свобода (Радио Азатутюн), выдержки из которого мы предлагаем вашему вниманию.

– Многие западные наблюдатели говорят о серьезном давлении на Армению со стороны России, чтобы наша страна вошла в Таможенный союз.

И.В.: Я могу вас заверить, что никакого давления с нашей стороны не было. Решение о присоединении Армении к Таможенному союзу и участии в создании Евразийского экономического союза было принято руководством Армении вполне самостоятельно и с учетом всех имеющихся факторов и вызовов, стоящих в настоящий момент перед Арменией. И не только перед Арменией, но и перед всем регионом Закавказья в целом. Некоторые комментаторы зачастую сознательно упрощают ситуацию, сводя к такой формулировке, что Ереван, мол, выбирал между безопасностью и экономическим процветанием и выбрал первое. Это в общем-то упрощенный подход.

please wait

No media source currently available

0:00 0:07:30 0:00
Прямая ссылка

Я считаю, что во внимание были приняты все факторы, касающиеся безопасности, – политический, энергетический, транспортный и не в последнюю очередь духовно-нравственный. Не менее значимыми были экономические аргументы, представленные российской стороной в экспертной оценке органов Таможенного союза. Некоторые аналитики утверждают, что Армения якобы в последнюю минуту совершила разворот на 180 градусов. На самом деле, я считаю, что это мнение ошибочное и что все совсем не так. Армения никогда не отступала от своей стратегии приоритетного сотрудничества с Россией. Поэтому говорить о каких-то разворотах вряд ли уместно.

– Как вы думаете, почему в этом случае наша страна до трех лет вела переговоры с ЕС?

И.В.: Знаете, Российская Федерация тоже ведет переговоры с Евросоюзом уже больше трех лет. Тем не менее результата пока нет. Мы не против сотрудничества с Евросоюзом – с ним, естественно, нужно вести переговоры. Если вы помните, недавно в Армении многие верили в то, что возможно сохранить такую формулу: "и, и". И об этом много говорилось. Однако из-за позиции Брюсселя все страны Восточного партнерства фактически в последнее время были поставлены перед дилеммой: "или, или". И Армения сделала выбор в пользу Евразийской интеграции. Тут есть определенная степень лукавства, потому что когда и Россия, и Украина вели переговоры с Евросоюзом, речь шла о том, чтобы интеграционные процессы на Востоке и Западе взаимодополняли друг друга.

Взаимное дополнение и сотрудничество подразумевает именно формулу "и, и", но когда тебя ставят перед выбором, что если вы сделаете так, то так не будет, то возникает уже "или, или", и тут, конечно, уже вопрос выбора. Каждое государство должно просчитать преимущества, которые принесет тот или иной выбор. Мы знаем, что после вступления ряда государств в Евросоюз произошли очень серьезные изменения во внутриэкономической жизни этих государств. Многим пришлось пожертвовать какими-то отраслями своей экономики, произошел экономический спад, в некоторых случаях были просто погублены целые отрасли экономики. Но хочу сказать, что мы не против сотрудничества, которое бы не вредило и не наносило ущерба партнерским, союзническим, дружеским взаимоотношениям между нашими странами.

– На официальном сайте Таможенного союза мы читаем: "Евразийская экономическая комиссия – руководящий орган Таможенного союза – имеет статус национального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами Евразийского общества в целом, не мотивируя свои решения интересами какого-нибудь из национальных правительств". В Армении обеспокоены тем, что, вступив в Таможенный союз, мы потеряем свой суверенитет и таким образом просто воссоздадим Советский Союз. Что вы можете сказать по этому поводу?

И.В.: Я думаю, что такие мнения возникают ввиду неосведомленности. А разве страны-члены Евросоюза не пожертвовали частью своего суверенитета, когда объединялись в это европейское объединение? Некоторые из этих стран даже пожертвовали частью своей промышленности или полностью своей промышленностью, сельским хозяйством. Кстати, Таможенный союз таких жертв не требует. Как раз промышленность и сельскохозяйственное производство Армении получат дополнительный импульс для развития и освоения европейского рынка, евразийского рынка в первую очередь. Советский Союз – это уже в прошлом, и возврата к нему нет при всех его плюсах. Ну, конечно, там были и плюсы и минусы, и мы не будем сейчас подводить баланс, что было хорошо, а что было плохо. Но я полностью убежден в том, что нового Советского Союза не будет.

– И суверенитет эти государства не потеряют?

И.В.: В полном объеме суверенитет эти государства не потеряют, но часть своего суверенитета они должны будут отдать вне всяких сомнений наднациональным органам. И это происходит в любых интеграционных объединениях что на Востоке, что на Западе, где угодно.

– Как вы думаете, президент Белоруссии господин Лукашенко это имел в виду, когда заявил на Минском саммите, что суверенитет – это не икона, все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то пожертвовать?

И.В.: Я думаю, эти слова совершенно верные, и Россия отдала часть своего суверенитета наднациональным органам, но в то же время мы оккупированными себя не чувствуем.

– Что вы можете сказать по поводу продажи оружия Азербайджану со стороны России? Мы знаем, что наши страны состоят в военно-политическом блоке, плюс к этому Россия является членом Минской группы ОБСЕ. С одной стороны, Россия как бы ведет переговоры со странами о мирном решении, а с другой – в массовом порядке продает наступательное оружие.

И.В.: Позиция нашей страны по этому вопросу известна: она неоднократно озвучивалась и она предельно проста. Российская Федерация не поставляет вооружение воюющим странам, незаконным вооруженным формированиям. Продажа оружия Армении и Азербайджану осуществляется строго в рамках международных обязательств и двусторонних соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Что касается возможных изменений баланса сил потому, что было продано какое-то оружие Армении, я считаю, что мы сейчас живем в такое время и имеем такой опыт, что сейчас привести в действие это оружие подобно самоубийству. Я думаю, что в данном регионе вряд ли кто-то на это сейчас пойдет.
XS
SM
MD
LG