Ссылки доступа

После Геноцида армян Турция вернула некоторую часть церковного имущества. Мы требуем остальное


Издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер» Арут Сасунян
Издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер» Арут Сасунян
Это странная история о передаче в 1920-х годах турецким правительством Армянской Патриархии Константинополя некоторого церковного имущества, разграбленного во время Геноцида армян.

Согласно книге адвоката Людвига Куюмджяна, «События в армянской общине: 1927-1950 гг.», изданной в Стамбуле в 1950 году, правительство Турции вернуло Армянской Патриархии 64 больших ящика с церковным имуществом. Куюмджян был членом финансовой комиссии Патриархии.

В числе возвращенных вещей – тиары, украшенные алмазами и жемчугом, кадильницы, опахала, дорогие облачения епископов и священников, рубахи, расшитые золотой нитью и украшенные серебряными крестами, там же был пояс из церкви Абушех с двумя золотыми кистями, одна кисть была украшена изумрудами, яхонтами и алмазами, 72 ковра, которые принадлежали монастырю Св. Карапета в Кайсери, церкви Св. Григория Просветителя и церквям Таласа и других районов, а также мощи в золотых урнах, инкрустированных драгоценными камнями. А в одном ящике находились облачения вардапета Комитаса, его золотая авторучка и его ценные нотные рукописи с музыкой для церковных обрядов. В период первого местоблюстительства архиепископа Геворка Арсланяна был подписан документ о получении им этих вещей, а старший иерей Трдат Бояджян был назначен хранителем этой утвари.

Перечень возвращенных вещей, который был подготовлен Патриархией, включал «пергаментные рукописи и старинные книги. Согласно закону о древностях, книги были переданы Стамбульскому музею».

Эти открытия вызывают ряд важных вопросов. Что стало с вещами, возвращенными Церкви? Наше расследование показывает, что сегодня в распоряжении Армянской патриархии нет ни одного из этих предметов. Некоторые из них были переданы армянским священнослужителям, другая часть – отправлена в Эчмиадзин. Подавляющее большинство, однако, просто исчезло несколько десятилетий назад, вероятно, их украли или же продали.

В своей книге господин Куюмджян рассказывает, что в конце 1920-х годов руководитель управления Патриархии, судья Арутюн Мосдичян сообщил финансовой комиссии, что у него есть серьезные доказательства того, что некоторые возвращенные серебряные изделия были проданы на ювелирном рынке Стамбула. Мосдичян был уважаемым человеком и занимал ряд важных постов в правительстве Турции. Финансовая комиссия сразу же опечатала комнату, где хранилась возвращенная утварь. На следующий день архиепископ Арсланян сломал пломбу и оставил дверь склада открытой. Затем архиепископ отстранил от работы членов комиссии.

Специальная следственная комиссия, в том числе – господин Куюмджян, провела скрупулезные поиски и представила результаты Общему собранию. Куюмджян обвинил не только Мосдичяна, но и архиепископа Арсланяна в совершении правонарушений, связанных с возвращенным церковным имуществом. Архиепископ Арсланян, в свою очередь, обвинил патриарха Месропа Нарояна как ответственного за потерянные вещи. Потом, когда патриарх Нароян создал комиссию для обновления перечня оставшихся церковных вещей, выяснилось, что из содержимого 64 ящиков, которые были ранее получены Патриархией, почти ничего не осталось.

В своей книге Куюмджян рассказывает и другую странную историю о коврах, переданных правительством Турции Патриархии. 8 марта 1924 года два турка – Исмаил (сын муллы Кайсери Хаджила) и Мехмед из Таласа, предъявили письменное заявление архиепископу Арсланяну, в котором настаивали, что 9 ковров из числа возвращенных Патриархии не имеют отношения к Армянской церкви и нужно вернуть ковры им. Когда Патриархия отклонила их требование, турки подали судебный иск против архиепископа Арсланяна, утверждая, что стоимость 9 ковров составляет 1975 слитков османского золота.

26 июня 1924 года адвокат Куюмджян отстаивал интересы Патриархии в суде. Удивительным образом Патриархия согласилась удовлетворить иск, заплатив двум туркам 500 слитков золота. Через несколько лет, когда господин Куюмджян поинтересовался, что стало с этими коврами, ему сказали, что в Патриархии подобных ковров нет.

В свете этих новых сведений о возвращении правительством Турции церковных вещей Армянская Патриархия должна теперь тщательно изучить свои архивы для пересмотра записей о потерянных предметах.

Еще важнее то, что правительство Турции, вернув 64 ящика, фактически признало, что во время Геноцида украло имущество Армянской церкви. Нужно подать судебный иск не только против Стамбульского музея за незаконное получение старинных ковров в 1920-х годах, но и против всех музеев и библиотек Турции с целью вернуть Армянской Патриархии большое количество религиозных вещей, разграбленных во многих армянских церквях.

Арут Сасунян,
издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»


Перевод: Armenia Today
XS
SM
MD
LG