Ссылки доступа

Завершение выборного цикла в Армении


Процесс голосования по выборам в Совет старейшин Еревана, 5 мая 2013 г.
Процесс голосования по выборам в Совет старейшин Еревана, 5 мая 2013 г.
ПРАГА---В Ереване закрылись все 464 избирательных участка, на которых сегодня проходило голосование на выборах в Совет старейшин. Согласно закону «О местном самоуправлении города Еревана», Совет старейшин состоит из 65 членов, избираемых на четыре года. В сегодняшних выборах участвовали все семь крупнейших политических сил Армении. Я спросил армянского политолога, директора Института Кавказа Александра Искандаряна о том, чем интересны сегодняшние выборы и чем они отличаются от недавно прошедших президентских выборов.

Александр Искандарян: Эти выборы интересны тем, что формально они являются выборами местными, – это выборы в одном из субъектов Армении, городе Ереване, но, с другой стороны, Ереван – это порядка 35% процентов населения Армении, т.е. они, можно сказать, носят и общенациональный характер. Бюджет Еревана больше бюджета некоторых министерств, в этом городе проживает огромное количество населения, и мэр Еревана, я бы сказал, фигура экономическая или хозяйственная, но выборы его носят в том числе и политический характер.

Они отличаются тем, что завершают примерно полуторагодичный политический выборный цикл в Армении. В результате всех этих выборов сформировалась власть. Это были парламентские, местные, президентские выборы, и вот теперь выборы в Ереване. Следующие общенациональные выборы пройдут только через четыре года, т.е. это завершающая, жирная точка в этом выборном цикле.

Александр Касаткин: Александр, президентские выборы и последующее переназначение правительства не принесли никаких сюрпризов, и сам Серж Саргсян заявил, что главный принцип новой власти – стабильность и сохранение достигнутого. Между тем многие эксперты не могут предсказать результатов сегодняшних выборов. На ваш взгляд, предсказуемы ли они?

Александр Искандарян: Не мое дело комментировать, что могут или не могут другие эксперты. Мне кажется, что результаты выборов более или менее предсказуемы. Более того, я думаю, что не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что после того как на парламентских выборах Республиканская партия набрала большинство в парламенте, хотя в Армении и есть коалиция со второй партией, другой, нереспубликанской, но на самом деле республиканцы в ней и не нуждаются. Затем глава республики, представитель Республиканской партии Серж Саргсян победил на президентских выборах в феврале достаточно убедительно, и ожидать, что за последние два месяца что-то произошло и республиканцы всё сразу растеряли и не смогут набрать 40 процентов (большинства там не требуется) голосов в ереванский парламент, мне кажется, это было бы странно.

Формально, выборы мэра – это местные выборы в одном из субъектов Армении, городе Ереване, но, с другой стороны, Ереван – это порядка 35% процентов населения Армении, т.е. они, можно сказать, носят и общенациональный характер
Александр Искандарян
В Ереване, конечно же, республиканцы всегда проигрывали, а не выигрывали. Это общее место для всех постсоветских и не только постсоветских стран. В столицах, в больших городах оппозиция всегда сильнее. Но что у республиканцев будет возможность самим или в коалиции с кем-то завоевать ереванский парламент, а, соответственно, и должность мэра, – это политика. Всякие форс-мажоры могут происходить, но, в общем, мне кажется, что вероятность этого очень велика.

Александр Касаткин: Александр, после президентских выборов Раффи Ованнисян достаточно активно набирал обороты в своей политической деятельности и пытался привлечь к себе максимальное количество сторонников. На ваш взгляд, последние месяцы как-то смогли изменить равновесие сил, и с каким итогом может подойти Ованнисян к сегодняшним выборам?

Александр Искандарян: После выборов Ованнисян не брал, а терял свой рейтинг. Это было совершенно очевидно. На выборах он набрал 37% по Армении, что является просто гигантской цифрой, а в Ереване он набрал 43%. Я внимательно следил, ходил на митинги. Количество людей, которые собирались на этих поствыборных акциях, конечно же, никакого сравнения не имеют с тем карт-бланш, который господин Ованнисян получил. Он его в значительной степени растерял. Тем не менее, люди, конечно, будут голосовать за оппозиционные партии. Я думаю, что два основных конкурента – это партия «Процветающая Армения» и блок Раффи Ованнисяна. Возможно, что они наберут существенный процент голосов, но вариант того, что Раффи Ованнисян наберет больше 40% голосов, мне представляется не очень вероятным. Они на президентских-то выборах набрали 43%, которые с тех пор, повторюсь, потеряли.

И все-таки городские выборы – это не президентские, люди не с такой активностью на них приходят, поэтому мне трудно себе представить, что господин Ованнисян наберет более 40%. Соответственно, я бы сказал, ситуация будет не очень благоприятной для страны. Республиканцы владеют парламентом, а их представитель является президентом, и если мои предположения верны, то они победят и в Ереване. Дальше все будет зависеть от того, смогут ли объединиться оппозиционные партии как в парламенте, так и в ереванском парламенте для того, чтобы противопоставить что-то вот этой гегемонии.

Александр Касаткин, Радио «Эхо Кавказа»
XS
SM
MD
LG