Ссылки доступа

Никосия выбрала особый путь


Демонстрация у парламента Кипра во время голосования по налогу на депозиты, 19 марта 2013 года
Демонстрация у парламента Кипра во время голосования по налогу на депозиты, 19 марта 2013 года
Правительство Кипра окончательно отказалось от введения налога на депозитные вклады, который был главным условием предоставления финансовой помощи в размере 10 миллиардов евро Европейским Союзом и Международным валютным фондом. Вместо налога предложено создать государственный инвестиционный фонд, куда могла бы делать взносы и Россия. По словам министра финансов Антона Силуанова, Москва примет решение об инвестициях только после того, как будет выделена международная помощь для спасения кипрской экономики. Ныне правительство Кипра с международными кредиторами пытается выработать окончательный план действий.

Кипру необходимо аккумулировать 5,8 миллиардов евро в инвестиционном фонде, и еще 1,2 миллиарда будут собраны посредством приватизации и повышения налогов на прибыль компаний с 10 до 12,5 процентов. Только при этих условиях главные кредиторы Кипра готовы выделить обещанные 10 миллиардов евро. Эта сумма составляет более половины годового ВВП страны. Ранее необходимые средства планировалось собрать в виде налога на депозиты до 100 тысяч евро в размере 6,75 процентов, а свыше этой суммы – в размере 9,9 процентов. Этот налог парламент Кипра отклонил вечером во вторник. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что сожалеет о принятом кипрскими депутатами решении, но уважает его.

Окончательный план, направленный на избежание возможного краха финансовой системы Кипра, должен быть выработан в ближайшее время. Временный режим, при котором закрыты банки, на местной фондовой бирже прекращены торги, введен запрет на электронные банковские операции и ограничения по размерам сумм, снятых в банкомате, Центральный банк страны решил продлить еще на несколько дней - до вторника, 26 марта. По словам министра финансов Германии Вольфганга Шойбле банки на острове не смогут открыться вновь, пока не будет введен налог на депозиты или придумано другое решение, которое предотвратит крах финансовой системы.

Нынешний финансовый кризис на Кипре был вызван не только внутренними, но и, в первую очередь, внешними проблемами: островное государство скупало облигации Греции, с которой у Кипра тесные экономические связи. Первая волна кризиса была связана с решением списать часть долгов Афин, а вторая – с резким падением греческого спроса на товары и услуги, снизившим кипрский экспорт. Решить возникшие проблемы в Брюсселе хотели при помощи финансового сектора, объем которого в несколько раз превышает годовой ВВП страны. Подавляющая часть депозитных вкладов в банках острова принадлежит местным частным лицам и компаниям – 42,7 процентов. Российские вкладчики контролируют почти 21 процент депозитных вкладов, а остальные 4,7 процента – частные лица и компании Евросоюза. По оценке рейтингового агентства Moody's, к концу 2012 года российские банки разместили на депозитных вкладах Кипра 12 миллиардов долларов, а общая сумма российских корпоративных депозитов составляет 19 миллиардов долларов.

Такая ситуация сложилась из-за льготного налогообложения, которое кипрские банки предоставляют зарубежным компаниям. Две крупнейшие финансовые организации мира – Организация экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд — признали Кипр офшорной зоной, поскольку здесь действуют льготные условия налогообложения прибыли: всего 10 процентов, что значительно ниже, например, российской ставки. Более того, иностранным резидентам — владельцам банковских вкладов — офшорные зоны позволяют вообще избегать налогообложения, а потому международные банковские платежи с офшорными зонами подлежат особому контролю. Россия проигнорировала данные международных организаций и вычеркнула Кипр из собственного списка офшорных зон. Соответствующее решение министерства финансов вступило в силу недавно – 1 января 2013 года. Это привело к тому, что российские компании, которые держат деньги в кипрских банках, избавились от необходимости платить налог на прибыль в России — с дивидендов, полученных российскими компаниями с Кипра, а также с процентов по вкладам российских компаний и частных лиц. Более того, с начала этого года из-за нового режима сделки с Кипром перестали контролироваться согласно правилам, разработанным для офшорных зон минфином. Поэтому объемы российских вкладов на Кипре увеличились.

Российским инвесторам есть что терять: если бы Никосия ввела налог, они могли бы заплатить свыше 2 миллиардов долларов – чуть меньше размера кредита (2,5 млрд. евро), предоставленного Кипру в 2011 году российским правительством — и почти треть суммы, которую кипрские власти планировали собрать с вкладчиков (5,8 миллиардов евро).

Кипр ныне оказался в ситуации, в какой несколько лет назад была Исландия, где держали свои деньги в основном британские частные вкладчики и пенсионные фонды. В какой-то момент банки перестали быть способны выплачивать проценты по вкладам и объявили о банкротстве. Небольшое государство в Северной Европе отказалось выплачивать инвесторам компенсацию за потерю средств. Этот вопрос был вынесен на общенациональный референдум, и большинство граждан страны проголосовали против выплаты компенсаций. Однако Исландия не является членом Евросоюза, который гарантирует выплаты до 100 тысяч евро в случае банкротства любого частного банка. Кипр пытается взять кредит у МВФ и Евросоюза, чтобы не допустить банкротства своих банков и потерь вкладчиками больших сумм, чем отклоненный парламентом налог на депозиты.

Наряду с попытками ввести налог на депозитные вклады, теперь у финансового кризиса на Кипре появилась и еще одна особенность. До сих пор парламенты стран еврозоны послушно голосовали за все предложенные Брюсселем решения. Кипр – благодаря тесным связям с Россией – выбрал альтернативный путь. Евросоюз явно не был готов к подобному повороту событий. И как будет развиваться ситуация в дальнейшем становится чем дальше, тем интереснее.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG