Ссылки доступа

Выборы в Раду: «Банкротство политического класса»


Подсчет голосов на выборах в Верховную Раду
Подсчет голосов на выборах в Верховную Раду

На Украине подводят итоги воскресных парламентских выборов. Пятипроцентный барьер, необходимый для прохождения в Верховную Раду, преодолели пять политических сил. Правящая Партия регионов называет свою победу убедительной, заявляя, что сможет сформировать парламентское большинство. Главной неожиданностью этих выборов эксперты считают достаточно большую поддержку избирателями националистов и коммунистов.

Согласно данным различных экзит-поллов, праворадикальная партия “Свобода” и коммунисты получили примерно одинаковый результат – около 12 процентов голосов. В сравнении с предыдущими выборами популярность Компартии выросла более чем вдвое. В этот раз за нее проголосовали многие из тех, кто ранее поддерживал Партию регионов. Протестный электорат позволил совершить достаточно большой рывок и националистам. До этого на парламентских выборах их партия никогда не набирала даже 1% поддержки избирателей. Вот как объясняет успех Всеукраинского объединения “Свобода” львовский политолог Тарас Возняк:

Этот результат в определенной степени был заложен Партией регионов, действия которой были антиукраинскими. Это касается, в частности, и принятия закона о языках (усилившего позиции на Украине русского языка). Таким образом, “регионалы” простимулировали успех “Свободы”. И это, скорее, реакция электората, чем осознанный выбор.

Потенциал для роста числа сторонников националистов, по мнению Тараса Возняка, создало и разочарование граждан традиционных национал-демократических партиях, таких как “Наша Украина” Виктора Ющенко.

– Это свидетельствует о банкротстве политического класса как такового. Он ничего нового стране предложить не может. Но, с другой стороны – ничего нового не предлагает и “Свобода”. Такая же точно ситуация и с Компартией.

Главные идеологические противники националистов, тем времен опасаются, что приход в парламент представителей “Свободы” может угрожать возможному сотрудничеству Украины с Россией.

Говорит депутат Верховной Рады от фракции коммунистов Александр Голуб:

Безусловно, этот фактор будет иметь значительное влияние, поскольку в данном случае позиция и “оранжевого лагеря” и крайне правой “Свобода” сместится к другой крайности, фактически в сторону “разрушения” дружеских отношений с Российской Федерацией. С их стороны стоит ожидать демаршей в новом парламенте. И я не исключаю даже вероятности пересмотра ряда договоренностей, в частности относительно базирования в Крыму российского Черноморского флота.

Сами же националисты опасаются, что их окончательный результат на выборах будет существенно меньше, чем показали экзит-поллы. В этот случае, как заявил лидер “Свободы” Олег Тягнибок он призовет своих сторонников выйти на улицы.

Политолог Виктор Небоженко полагает, что возможные послевыборные протесты не будут масштабными:

– Говорить о какой-то возможной революционной ситуации по отношению к сегодняшней правящей на Украине группе нельзя. Несмотря на фальсификации и несправедливые выборы, власть пока полностью контролируется правящей группой и у нее нет реальных оппонентов ни в обществе, ни внутри собственной властной структуры. Скорей всего, беда придет со стороны: либо какое-то судебное расследование, либо санкции подорвут ту легкость, с которой сегодняшняя верхушка подавляет любое сопротивление. Пока же ничего такого не должно произойти.

Между тем, партия власти ожидает, что после обработки всех бюллетеней ее результат будет значительно выше, обнародованных социологами 30%.

Выборы в Раду проходили по смешанной системе. Половина депутатского корпуса избиралась по партийным спискам, другая половина - по одномандатным округам. Как заявил премьер-министр Николай Азаров, он не сомневается, что “регионалы” получат большинство в Верховной Раде, поскольку, по предварительным данным, они выиграют выборы и в мажоритарных округах:

Победа, которую одержала Партия регионов, а я подчеркиваю, что это убедительная победа в условиях финансово- экономического кризиса, она нас окрыляет. Я не считаю, что эти выборы в очередной раз продемонстрировали раскол, мы – за консолидацию страны, за консолидацию всех оппонентов. В условиях кризиса нужно бороться не друг с другом, а с кризисом.

В определенной мере неожиданными эксперты считают результаты экзит-поллов объеденной оппозиции "Батькивщины" и УДАРа. Партия экс-премьера Юлии Тимошенко уверенно заняла вторую позицию с показателем – около 24 %, оставив далеко позади партию Виталия Кличко с результатом примерно 13% . УДАР уже заявил о готовности присоединится в новоизбранной Верховной Раде к коалиции “Свободы” и “Батьквищины”, отвергнув какое-либо сотрудничество с партией власти. Виталий Кличко:

Мы пришли не за должностями в политику. Мы пришли для того, чтобы изменить эту политику и ее основные принципы. Мы неоднократно заявляли, что с Партией регионов, которая на самом деле показала свое лицо со времени прошлых выборов, когда количество миллиардеров на Украине удвоилось и “регионалы” удовлетворяли интересы промышленных групп и администрации президента, и ни с этой партией, ни с ее сателлитом коммунистами мы не намерены сотрудничать.

За воскресными выборами следили более четырех тысяч международных наблюдателей. Они зафиксированы на участках сотни нарушений, однако, как утверждается, эти нарушения серьезно не повлияли на выбор украинцев. Официальные итоги голосования Центризбирком Украины должен объявить не позднее 12 ноября.

Об итогах выборов в раду размышляет московский политолог Виктор Мироненко:

– В отличие от всех предыдущих парламентских выборов в Украине, правящая партия уже не полагалась на экспромт. Учтя ошибки 2004 года, 2007 года, внеочередных выборов, они очень основательно подготовились к этим выборам, и свои задачи решили. Главной задачей было - сохранение большинства в парламенте, то есть фактически сохранение собственной власти, самосохранение этой партии как правящей. Они эту задачу решили, я думаю, даже с некоторым перебором, с некоторым запасом достаточно серьезным за счет одномандатников, мажоритарщиков, которых потом можно будет подобрать. Они не только имеют большинство в парламенте, а, я думаю, вместе с союзниками и теми, кого можно по сложившейся не очень доброй украинской традиции попросту перекупить или переманить на свою сторону, получить и конституционное большинство. Простор для политического маневра очень большой. Кто бы ни победил на этих выборах, встанут очень серьезные проблемы, в том числе и в российско-украинских отношениях. Здесь вообще ничего понять нельзя. Политика влияния со стороны России как бы есть, и по внешним признакам вроде бы впервые в истории правящая партия в Украине идет на парламентские выборы в союзе с Компартией, которая всегда выступала с пророссийской ориентацией. Казалось бы, задача, которую ставило перед собой российское руководство в 2004 году, выполнена. Но беда в том, что эта победа, как мне кажется, сродни очень серьезному поражению. Потому что когда мы осуществляем влияние на соседнюю страну не примером своих успехов, своим демократизмом, своей процветающей экономикой, своим уровнем жизни, а давлением экономическим или политическим, особенно на такую хрупкую страну, как Украина, то мы рискуем получить вассала, за которого придется платить. Мы рискуем получить страну с разрушенной экономикой, с разрушенной социальной системой, элита которой будет полностью полагаться на Россию. Но мы не такие богатые в России, чтобы делать нашему кремлевскому руководству такие дорогостоящие подарки. Поэтому здесь ситуация чрезвычайно непонятна и все, что связано с Развозжаевым, и все, что связано с российской политикой влияния, представляется мне тем пресловутым чемоданом без ручки, который и нести неудобно, и бросить жалко. Поэтому впереди очень сложный период, хотя давайте скажем о хорошем. Все-таки при том, что это очевидные сложности и непонятности, результаты этих выборов открывают хорошую возможность российскому руководству, российской администрации, МИД России очень серьезно пересмотреть свое отношение к Украине. По моему глубочайшему убеждению, нет для России сегодня, для модернизации России в международном контексте страны важнее, чем Украина. Украина важнее США, важнее Европы, Евросоюза, важнее Китая. Я думаю, что национальным интересам России, правильно понятным, отвечает процветающая, богатая, демократическая, миролюбивая, дружественная Украина. Вот на это и надо ориентировать политику страны.

– Насколько ожидаемым был результат, который получил Кличко и партия "Удар"?

– Вся новейшая история Украины (20 лет) четко распадается на два периода. Есть такой супердискурс политический или суперидея, которая вела за собой украинцев, и в какой-то мере определяла их выбор - надежда украинцев. Первые 10 лет и Кравчук, и Кучма говорили о том, что наша главная надежда, наше главное завоевание – это национальное государство. Мы, наконец, освободились от имперских объятий Москвы, мы национальное государство и завтра будем жить счастливо. Кто-то верил, кто-то не верил, но это все равно было надеждой. К 2001 году стало ясно, что это условие обязательное, но недостаточное. Для счастливой жизни чего-то еще не хватало. Тогда переориентировались. Новый супердискурс возник, новая надежда, новая мечта – Евросоюз, вступление в Европу. Европа нам поможет, мы туда вступим. Под этими лозунгами, с этой целью, правильной целью, шел Ющенко на выборы. Теперь, судя по ситуации в Евросоюзе (у них там Греция, Португалия, Испания, своих проблем выше крыши), не до Украины, то есть принимать никто не собирается. И эта надежда отпала. А на что теперь надеяться? Теперь хорошо надеяться на какого-то лидера, на какого-то светлого человека, который придет. Виталий подходит по всем показателям для этого. Он умный парень, с хорошим европейским опытом, там прожил большую часть жизни. Чемпион мира по боксу, суперпопулярный человек в Украине. Его результат даже маловат, я думаю. Где-то еще год назад, когда он только начал делать первые политические шаги и его пытались примерять на какие-то политические роли, я сразу сказал, что в нынешней ситуации это готовый кандидат в президенты. Это реальный соперник любому другому кандидату от Партии регионов в том числе. Янукович ему точно не соперник. Поэтому Партии регионов надо очень сильно подумать, а оппозиции очень сильно подумать о роли Кличко. Но для того чтобы человек типа Виталия Кличко мог быть эффективным президентом, например, как Рейган в США или как Шварценеггер губернатором Калифорнии, нужно иметь очень хорошую профессиональную команду управленцев, чиновников. Это огромный резерв в политике российской и украинской. Политики у нас есть и хорошие, и плохие. Но успешные страны отличаются тем, что у них есть постоянная мощная команда управленцев, которая умела делать и делает свою работу иногда вопреки, иногда благодаря политикам. Я о нем много слышал – от Виталия Коротича. Очень хорошие отзывы – очень толковый, очень грамотный парень, разумный. Когда я говорю, что Кличко хороший, мне говорят, но он же не Шварценеггер. А я говорю – ну, и Украина не Калифорния, не США. Я думаю, что это не неожиданность, это вполне ожидаемый результат.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG