Ссылки доступа

Время троллить троллей


В российской сети – всплеск комментариев по поводу плачевного состояния телевидения. Журналист Аркадий Мамонтов, автор фильма о Pussy Riot «Провокаторы – 3», который телеканал «Россия-1» показал во вторник вечером, дал развернутое интервью журналисту Ленты.ру Илье Азару, в котором, в частности, обосновывает свою борьбу с панк-группой заботой о России. Ситуацию в стране Мамонтов описывает так:

Уголовный кодекс у нас советский. Его атеисты создавали, которые в 1917 году начали молотить нашу церковь, расстреливать тысячи священников. Православных расстреливали! Крест носишь - к стене! Сейчас ситуация еще изощреннее. Раньше физически это происходило, а сейчас век виртуальных образов, век влияния на мозги с помощью интернета, с помощью технических новых штук. Втаскивание в мозг, манипулирование сознанием, инфернальная пропаганда.

В сети даже не столько оценивают сказанное Мамонтовым, сколько обсуждают, как с ним следует поступить. Известный журналист Андрей Лошак пишет в Фейсбуке, что Аркадия Мамонтова нужно отстранить от эфира:

Кумир заговорил. Оказалось, все проще, чем можно было предположить. Он просто психически болен. Думаю, профессиональный психиатр найдет тут целый букет заболеваний: паранойя, мания величия, навязчивые идеи, кататоническое возбуждение (немотивированная экзальтация), галлюцинации, религиозный бред (больной считает себя мессией, говорит о божественном призвании).
Самое печальное - это то, что этот человек имеет доступ к федеральным СМИ. Бред может индуцировать тех, с кем больной взаимодействует (обратите внимание на поведение оператора Мамонтова). Было бы правильно обратиться к руководству канала РТР с просьбой отстранить от эфира психически больного журналиста, представляющего общественную опасность.


Иван Давыдов пишет на сайте «Свободная пресса», что Мамонтова следует пожалеть:

Попробуем представить себе Россию Аркадия Мамонтова (я исхожу из гипотезы, что во всех своих порывах Мамонтов искренен и любит Россию свою до исступления). В принципе, она лучше, чем та, в которой проживаем мы с вами, она уютней. В ней звонят колокола, и президент почти как бог, и коррупция почти побеждена, и с преступностью будет вот-вот покончено, она встала с колен, она о себе заявила во весь голос, да так, что мир затрепетал от ужаса и восторга.

Но уютность эта – только для первого взгляда. Дальше ужас. Древний, хтонический. На нашу с вами Россию никто особо не покушается, так, короеды кабинетные изнутри грызут и до дыр почти проели, но это все – пока до дихлофоса не дошло. А у него –из-под каждой кочки враг лезет. В Лондоне Березовский зубы точит. Из каждого угла рожки верзиловские торчат. Сатанисты, кощунницы, агенты грузинской разведки, американцы, англичане, исламисты, продажные либералы, у которых то ли нет национальности, а то ли все-таки есть… Все, все хотят Россию у Аркадия отнять, разрушить, надругаться. Как минимум – оплевать.

И вот в этой России, в окружении врагов Аркадий Мамонтов проживает. Кричит, наверное, по ночам. Кошмарами мучается. Это ведь больно – когда на любовь твою столько нечисти ополчается. Это невыносимо.

Страшный мир, чудовищная жизнь. А вы его травить. Его жалеть надо.

Что делать с Первым каналом, пока никто еще не понял. Известный в сети психолог Людмила Петрановская публикует у себя в ЖЖ просьбу редактора программы «Время», которую она получила по почте:

«Мы делаем сюжет про использование видео, снятого на телефон в раскрытии правонарушений. На Западе давно принято жаловаться друг на друга таким способом, что, возможно, приносит свои плоды. У нас же с советских времён негативное отношение к ябедам. Могли бы вы порассуждать на эту тему на камеру. Примерно в таком ключе:

В современных условиях появляется запрос на социальный порядок. Люди готовы разорвать порочный круг молчаливого согласия на беззаконие. Нравится нам это или нет, но контроль граждан друг за другом — это часть общественного договора о прозрачности и честности, об одинаковых правилах для всех, это часть гражданского общества. Даже не сам донос, который является крайней мерой, но страх, что тебя снимут на камеру, выкидывающим мусор в окно, что запишут твои номера, когда ты проскочил на красный, что соседи могут поинтересоваться, почему ты живешь не по средствам. Дисциплинируют не репрессии, но боязнь постоянного контроля».

Ну, не чудненько? Это, интересно, обычная практика -- просить "порасуждать на камеру" по заранее заготовленному тексту?

"Часть гражданского общества": сделай всю работу за Мамонтова, пусть каждого будет за что посадить.
Ответила: «Нет, это не готова. Но готова сказать, что в ситуации такого правового беспредела, какой мы имеем сейчас, снимать компромат и доносить на сограждан в наши правонарушительные органы - либо низость, либо идиотизм. Это устроит Первый канал, я надеюсь»?


***
В англоязычной блогосфере рассуждают об интернет-троллях, то есть пользователях социальных сетей, которые намеренно избегают содержательного диалога и общаются только в оскорбительной форме. Одним из оснований существования троллей считается жесткое разграничение жизни «в реале» и «в сети», что позволяет считать троллинг неким новым видом лицедейства. Блогер портала Telegraph Мик Райт полагает, что такое разделение устарело, и пришло время троллить самих троллей:

«В реале я милый и скучный человек», – так характеризует себя Майкл Бутч, 49-летний программист, известный своими вызывающими публикациями на блог-портале Reddit. Его деятельность не осталась незамеченной – Бутча уволили с работы. В свою защиту он написал, что всего лишь изображал некоего персонажа.
Представим его поведение вне интернет-контекста. Если бы он несколько лет вешал всякие нехорошие картинки на досках объявлений и фонарных столбах и призывал остальных заниматься тем же самым, его бы судили. Однако как виртуальный персонаж он приобрел известность в сети и даже пользуется славой при попустительстве модераторов.
Эта история – яркий пример того, что происходит, когда вытаскиваешь вещи из тени на свет. Разделение «в реале» и «в интернете» уже навязло в зубах, однако оно неверное. Нельзя оправдывать свои действия тем, что ты кого-то там изображаешь. Милый и скучный человек не стал бы публиковать подборку историй об убийствах детей.


Однако троллинг может быть связан не только с обсценной или скурильной тематикой. Редактор женского портала Offbeat Empire Ариель Медоу Столлингз отмечает, что в блогах стало много бессмысленной агрессии со стороны либералов:

В последние годы в сети зародился новый спорт – бездумно помечать комментарии как оскорбительные и сексистские просто за отдельные выражения и нападать на их авторов за то, что они не понимают проблем меньшинств. Я целиком поддерживаю заботу о меньшинствах и сама готова бороться за их права, но агрессия кажется мне совершенно неправильной тактикой. По сути, мы имеем дело с либеральными гопниками, только ведут они себя куда бесцеремоннее и наглее консерваторов, случайно забредших в наши блоги. А если разобраться с их мотивацией, то она ничем не отличается от формулы «Бог презирает геев», пусть даже эта либеральная гопота исповедует ровно противоположные ценности.
На мой взгляд, главное в интернет-дискуссиях – это стремление к диалогу и взаимное уважение. Я стараюсь пестовать конструктивную критику, а также членораздельное и искреннее общение. Затыкать людей, которые с вами не согласны (даже притом, что у вас общие ценности) – бессмысленно и контрпродуктивно.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG