“Хэнк Джоунз – один самых уважаемых и самых опытных пианистов джаза. Его вкус, его воображение, его техника давно завоевали ему признание, если не обожание музыкантов, критиков и слушателей, поклонников самых различных стилей и жанров. Абсолютный профессионал он играет легко и естественно в стиле любой эпохи, любого джазового контекста, будь то большой оркестр, небольшое комбо, старый стиль, новый, как солист или же, как аккомпаниатор. Его скромная и непритязательная манера игры удачно скрывает тот факт, что он один из величайших, а может быть просто величайший пианист со времен Арта Тейтума”. Стенли Данс, 1966 год.
Хэнк, о чем мне доводилось говорить эдак раз в три года, пианист, композитор, аранжировщик и бандлидер, старший из трех братьев Джоунз: Элвин был ударником, а Тад трубачом, корнетистом и тромбонистом. Хэнк родился 31 июля 1918 года, пережил братьев и покинул наш шарик два года назад в возрасте 91 года. С братьями Джоунз можно сравнить лишь трех братьев Хиз (Heaths) – Перси, Джимми и Тути. Но трех Джоунзов называли “королевской троицей джазовых братьев”. Хэнк получил основательное классическое образование и немудрено, что такой пианист откровенно классической школы, как Джон Льюис в своем интервью Лену Лайонсу говорил, что наиболее притягательной фигурой джазового пианиста для него является именно Хэнк Джоунз.
Хэнк Джоунз входил в Большую Детройтскую Четвертку пианистов: Томми Фленегэн, Барри Харрис, Сир Роланд Ханна и он сам. Он играл в местных “территориальных” оркестрах до 44 года, когда он приземлился в Нью-Йорке, приглашенный самим “Хот Липс” Пейджем занять в его оркестре место пианиста. Ему довелось в ту эпоху играть с Джоном Кёрби, Хоуардом МакГи, Коулменом Хокинсом, Энди Кёрком и Билли Экстайном.
Классика классикой, но корни Хэнка – это Тедди Уилсон и Арт Тейтум. Но рэгтайм или буги, страйд или свинг, он легко вписался и в новый пейзаж: би-бопа. Конечно, его отловил вездесущий Нормэн Грэнц и с 47 года Хэнк начал выступать и в серии концертов Грэнца “Джаз в Филармонии”. С 48 по 53 год он аккомпанировал Первой Леди Джаза Элле Фитцджеральд. Согласимся, это не просто работа, это гигантское удовольствие. В это же самое время он умудрился играть и с самим бесом эпохи – Чарли Паркером. В пятидесятых Хэнк Джоунз играл с Арти Шо, Бенни Гудмэном, Лестером Янгом , Кэнонболлом Эддерли, а с 59 по 76 он был штатным пианистом CBS. Параллельно он играл и на Бродвее в мюзиклах эпохи.
Американские историки джаза предпочитают вести музыкальную родословную Хэнка Джоунза от Арта Тейтума (как и Бада Пауэла, Оскара Питерсона и Билли Тейлора). Французы считают, что кроме уроков Тейтума Хэнк освоил приемы Бада Пауэла и Эла Хейга. Интереснее всего, наверное, почти подпольное влияние короля самых малоизвестных пианистов – Милта Бакнера. Конечно, Милт Бакнер держит пальму первенства, пальму “малоизвестности” среди джазовых пианистов, но номером два идет великий Нэт-Кинг-Коул. Его пианистическое трио послужило моделью для многих трио последующих лет. Тот же Оскар Питерсон создавал свое трио под впечатлением игры Нэт-Кинг-Коула. Увы, хоть и приятно, Коул в сто раз больше зарабатывал вокалом. Мало того, в те древние времена он был звездой вокала на черно-белом телевиденье! Соблазн и легален, и понятен. Поди, пробейся просто, как пианист! А тут слава стучит в дверь да не костяшками пальцев, а ногами!
В чем был феномен Милта Бакнера? У него были очень маленькие руки и он изобрел новый способ игры. То, что стало называться “стилем параллельных аккордов”. Американцы называют этот прием “block chords”. Технику блок-аккордов иногда называют "техникой связанных рук". Милт удваивал мелодию, свободно играя большим пальцем левой руки и мизинцем правой, поднимая эту самую мелодию на октаву. Четыре пальца правой руки делали, что хотели. Про левые я молчу.
Однако, когда я попытался себе всё это представить умственно, я тут же осознал степень своей музыкальной бездарности. При этом прошу учесть, что это не то, что в России на музыкальном жаргоне называется “играть пачками”.
И к чему я всё это хочу привязать? К тому, что герой дня, Хэнк Джоунз, освоил технику Милта. Впрочем, Милт Бакнер так же на июльской афише – он родился 10 июля 1915 года в Сент-Луисе и, что любопытно, он принадлежал так же к семье музыкальных тройняшек: Тед Бакнер был саксофонистом, а Джордж – трубачом.
Среди пианистов, освоивших прием Милта Бакнера не только Хэнк Джоунз, но и Рэд Гарлэнд, Нэт Коул и Джордж Ширинг. Оскар Питерсон попробовал играть параллельными аккордами, но ничего хорошего из этого не вышло…
Радио Свобода