Ссылки доступа

Андерс Брейвик. Дело о безумии


Андерс Брейвик
Андерс Брейвик
В течение последних двух недель мир имел возможность наблюдать за тем, как ведёт себя на суде 33-летний "норвежский стрелок" Андерс Беринг Брейвик, совершивший двойной теракт в Осло и на острове Утойя летом прошлого года. Однако, по-прежнему невыясненным остаётся вопрос о вменяемости серийного убийцы, лишившего жизни 77 человек.

Завершился первый этап судебного процесса над ультраправым норвежским террористом Андерсом Брейвиком, признавшемся в убийстве 77 человек в ходе двойного теракта 22 июля 2011 года. Еще до начала слушаний было очевидно, что главным вопросом, на который предстоит ответить суду, является вопрос о состоянии психического здоровья обвиняемого. Ситуация осложняется тем, что две группы психиатров, проводивших освидетельствование Брейвика, представили суду взаимоисключающие оценки. По результатам первой экспертизы, террорист был признан параноидальным шизофреником, нуждающемся в медицинском лечении, вторая же экспертиза признала его абсолютно вменяемым, - а следовательно, способным отвечать за свои действия перед законом.

Сам Андерс Брейвик при этом неизменно подчёркивает, что психически он абсолютно здоров, а его действия - результат заранее и тщательно разработанного плана. Выступая на суде в течение восьми дней и иногда оказываясь лицом к лицу со своими жертвами, террорист постарался приложить все усилия, чтобы у судейской коллегии и психиатров, присутствующих на заседаниях и наблюдающих за его поведением, не оставалось сомнений в его адекватности.

В ходе слушаний подсудимый детально описал суду этапы подготовки к "крестовому походу", объявленному им норвежскому обществу. По словам Брейвика, он играл в компьютерные игры, отрабатывая навыки в стрельбе и тренировал в себе бесчувственность, чтобы быть способным убить как можно больше людей. Брейвик заявил, что сожалеет лишь о случайных жертвах взрыва в Осло, однако не раскаивается в убийстве социал-демократической молодёжи на острове Утойя, поскольку считает их идеологическими врагами. Откровения террориста, холодный и спокойный тон, которым он описывал подготовку к убийствам, потрясли публику - многие в зале не сдерживали рыданий.

– Абсолютно шокирующе выглядят объяснения Брейвика, в которых невозможно увидеть ни малейшего сочувствия к своим жертвам, - сказала присутствующая на суде глава комиссии по противодействию террору Александра Бек Гьорв.

Свою речь в восьмой день слушаний обвиняемый посвятил критике судебных психиатров Сюнне Сёрьхейм и Tоргейра Хусбю, проводивших первую экспертизу. Брейвик заявил, что заключение о его невменяемости "сфабриковано" и "на 80 процентов ложно". По словам террориста, он прекрасно помнит содержание бесед с психиатрами, однако то, что он прочитал в их рапорте, на самом деле всего лишь выдумка. "Они намеренно хотят выставить меня безумным", – подчеркнул Брейвик, заявив что "не хочет окончить свои дни в сумасшедшем доме".

Кроме того, Андерс Брейвик обвинил следствие в расизме, заявив, что если бы теракт совершил исламский фанатик, никто бы не требовал проведения психиатрической экспертизы. Террорист заявил также, что больше не опасается, что его признают невменяемым: "Полагаю, теперь вся Норвегия поняла, что я не безумен", - сказал Андерс Брейвик.

Однако, похоже, что у специалистов, наблюдающих за поведением Брейвика на суде, сложилось другое мнение. Вот что говорит по этому поводу датский эксперт в области судебной психиатрии Метте Брандт-Кристенсен:

– Действительно, Андерс Брейвик весьма собранно излагает свои мысли, он ведет себя спокойно и сдержанно, а его суждения звучат убедительно и рационально, учитывая его мировоззрение. Но это первое, поверхностное впечатление - если вслушаться, то все его высказывания выглядят до крайности гиперболизированными, словно Брейвиком упущено восприятие реальности. Андерс Брейвик не выглядит безумным, но многое из того, что он говорит, я полагаю, может свести с ума.

Датский психиатр отмечает другой важный момент, подтверждающий, по её мнению, наличие у Андерса Брейвика параноидальной шизофрении:

– Брейвик утверждает, что действует от имени Ордена рыцарей-тамплиеров, который он описывает в своем манифесте как общеевропейскую организацию. Но где в таком случае, его единомышленники, где та политическая группа, которая заявит: "Мы поддерживаем то, что говорит Брейвик, и мы считаем его героем"? Как правило, так поступают другие ультрарадикальные группировки - но Брейвик тут в полном одиночестве, в плену фантазий, сгенерированных его мозгом Весьма убедительно выглядит заключение судебной экспертизы об утрате Брейвиком способности к функционированию в обществе - он несколько лет находился в уединении, вёл себя странно дома с матерью, совершал неадекватные поступки, - а потом сел и написал свой многостраничный манифест. Это правда, что многие шизофреники не способны собраться с мыслями и сосредоточиться на реализации, чтобы изложить нечто эксцентричное и многословное, однако бывают и обратные примеры, - говорит датский эксперт в области судебной психиатрии Метте Брандт-Кристенсен.

Летом на процессе по делу Брейвика будет представлена третья экспертиза его психического состояния. Требование нового освидетельствования выдвинули адвокаты потерпевших, с целью получить ответ, почему две группы психиатров, проводивших ранее медицинское обследование Брейвика, пришли к противоположным заключениям. Проведение новой экспертизы поручено психологу Ульрику Мальту, который более 20 лет занимается нейропсихиатрией и психосоматической медициной.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG