Ссылки доступа

О людях и винах


В воскресном номере Нью-Йорк Таймс от 22 апреля помещена статья, не рассказать о которой российскому читателю – грех. Ее автор Тимоти Эган, называется она "Гнев гроздий" - явная отсылка к роману Стейнбека "Гроздья гнева". Гроздья у Эгана – это виноград, речь в его статье идет о вине – и об отношении к нему различных американских президентов. Тезис автора: президенты-трезвенники не были удачливыми политиками, их правление знаменовалось всякого рода неприятностями для Соединенных Штатов.

Автор начинает с нынешнего наиболее вероятного кандидата в президенты от республиканцев Митта Ромни. Как известно, он мормон, а эта религия запрещает вино и табак. Ромни признался, что однажды в ранней молодости он попробовал выпить пива и закурить, но это вызвало у него такое отвращение, что больше ни к тому, ни к другому он не прикасался. Так что дело не только в религиозном табу, но и персональной идиосинкразии Митта Ромни. И не поэтому ли, задает вопрос Тимоти Эган, Ромни, как много раз замечала масс-медиа, испытывает трудности в общении с людьми?

Дальнейшие примеры, приводимые Эганом, только увеличивают занимательность и поучительность предмета.

Франклин Делано Рузвельт не отказывал себе в порции-другой мартини и, как известно, курил - сигареты в мундштуке, много раз запечатленные на его фотографиях. Это был президент, покончивший с Великой Депрессией и выигравший вторую мировую войну.

Интересен случай Буша-младшего. В молодости он отдал обширную дань выпивке, не раз заводившей его в неприятные ситуации. Потом начисто отказался от алкоголя и, будучи президентом, ввязал США в две сомнительные войны, одна из которых, а Афганистане, еще не кончена.

Убежденным трезвенником был президент Картер, не только сам не прикасавшийся к напиткам, но и запретивший их на приемах в Белом Доме, о чем с негодование писал в своих мемуарах Эдвард Кеннеди. Президентство Картера не назовешь удачным, оно ознаменовалось захватом американских заложников в Иране, резким экономическим спадом и вообще было одноразовым: вторая попытка окончилась грандиозным поражением, нанесенным ему Рональдом Рейганом. Точно так же президентом одного срока был Уильям Ховард Тафт – трезвенник, но любитель покушать (вес его достигал 350 фунтов).

Та же история с Гербертом Гувером. Богатый человек, он держал в своем доме обширный винный погреб, но когда в 1928 году стал президентом, по настоянию жены этот погреб ликвидировал. Результат – Великая Депрессия.

В глубинах американской президентской истории также замечается связь между крупными личностями и терпимым отношением их к вину. Джордж Вашингтон любил мадеру, а в своем поместье Маунт Вернон организовал дистилляцию пшеничного виски, что было самой прибыльной статьей его поместного хозяйства. Томас Джефферсон пытался, правда неудачно, заниматься виноделием в своем штате Виргиния. Что касается Линкольна, то в 1830-х годах он обладал лицензией на розничную торговлю алкоголем и даже одно время держал таверну.

Итак, виноградные гроздья, пренебрегаемые властвующими людьми, на них гневаются и по-своему им мстят.

Судя по этим прецедентам, правление Митта Ромни будет неудачным – если его вообще изберут. Вполне возможно что Барак Обама удержится на второй срок. Про его отношение к алкоголю как-то не говорят, но известно, что он покуривает.

Понятно, что эту ситуацию хочется спроецировать на Россию. В глубь истории уходить незачем, коли у всех в памяти годы Бориса Ельцина, появлявшегося пьяным даже на людях. Такой же казус случился однажды с Дмитрием Медведевым на каком-то европейском саммите, и по интернету широко ходило соответствующее видео. Владимир Путин, как известно, к выпивке не пристрастен. Спрашивается: было ли его президентство лучше ельцинского и будет ли лучше медведевского? С осторожным оптимизмом попробуем перефразировать Тимоти Егана: не будет гроздий – не будет и гнева. Или вспомним слова Линкольна, приводимые в той же статье: "Вино – хорошая вещь, и делается плохим только у плохих людей".

Борис Парамонов, Радио Свобода
XS
SM
MD
LG