Ссылки доступа

Церковь между властью и обществом: Турция


Стамбул. Айя-София – бывший православный собор, бывшая мечеть, а ныне – музей
Стамбул. Айя-София – бывший православный собор, бывшая мечеть, а ныне – музей
Несколько громких скандалов последнего времени вокруг Русской православной церкви заставили говорить об отношениях этой религиозной организации с российскими властью и обществом. Преследование панк-группы Pussy Riot, устроившей громкую акцию в храме Христа Спасителя в Москве, судебное разбирательство из-за квартиры, соседней с квартирой патриарха Кирилла, полемика вокруг роскошных часов главы РПЦ, тяжба из-за недвижимости между церковью и детской больницей и другие подобные истории – все это ставит вопросы: насколько близкими могут быть отношения религиозных иерархов с руководителями государства, допустимо ли для священнослужителя жить в роскоши.

Радио Свобода решило сравнить положение РПЦ в России с положением крупнейших религиозных организаций в других странах. Сегодня в цикле "Церковь между властью и обществом" разговор о Турции – стране, где 97-98 процентов населения являются мусульманами.

"Спина к спине. Свет в голове.
Поднимай меня. Вставай, просыпайся, народ-лунатик.
Ведь есть реальность.
Что-то надо менять, народ-лунатик".

Композиция под названием "Резиль" – "Позор" – популярной турецкой рок-группы "Думан" в минувшем году занимала первое место в музыкальных хит-парадах, и наиболее консервативная часть мусульманских верующих потребовала отдать под суд сочинителей, которые, по их мнению, пропагандируют атеистические взгляды, являются разносчиками коммунистических идей, которые, якобы, могут расколоть единство турецкого общества. Пользователи одного из религиозных форумов предлагали публично осудить не только турецкий, но и весь мировой рок. Фанат группы, двадцатилетний тренер Айдын:

– Верующие пользователи этого интернет-форума называют рок сатанинской музыкой . Утверждают, что мусульманам надо запретить слушать рок, который, якобы, провоцирует страх и похоть, потому что это противоречит исламской морали. С их точки зрения, человек, воспитанный на молодежной экстремальной музыке, попадает в плен разврата и проводит большую часть своего жизненного времени на этом пути, – рассказал Айдын.

Турция – светская страна, но жизнь общества подчинена исламским нормам. Любое значимое событие, – будь то женитьба, рождение ребенка или смерть, – проходит при участии мусульманских священников-имамов. В селах имам выполняет роль старосты, участвует в имущественных спорах, выступает мировым судьей. В малоразвитой провинции Анатолия возбуждают судебные дела против женщин, носящих слишком короткие юбки, или злоупотребляющих алкоголем мужчин. В турецкой глубинке до сих пор действует выработанный веками особый кодекс поведения, за невыполнение которого человек может угодить в тюрьму. В больших городах влияние исламской морали не столь сильно. Правда, многие считают, что находящаяся у власти исламистская Партия справедливости и развития проводит методичную исламизацию общества, угрожающую светским устоям. Тридцатилетняя жительница одного из светских районов Стамбула, домохозяйка Фигян Кошебай:

– Традиционная исламская мораль отличается от нравов современного светского общества. Допустим, совместное занятие спортом мужчинами и женщинами в исламе считается "харамом", грехом, однако в Стамбуле это нормально. В глубинке приходится идти на компромисс, считаться с мнением имамов и прочих религиозных лиц. Боюсь, что правящая партия примет законы, которые усложнят нашу жизнь и сделают обычные вещи недопустимыми и наказуемыми, – считает Фигян Кошебай.

Партия справедливости находится у власти около десяти лет. Несмотря на обвинения в исламизации общества, лидер партии, премьер-министр Реджеп Эрдоган не раз заявлял, что Турция была и останется светской республикой. Основатель Турецкой республики Мустафа Ататюрк запретил допускать представителей духовенства к управлению страной.

Вопросами вероисповедания в Турции занимается Управление по делам религии. Во главе управления стоит министр по делам религии, который может занимать свой пост не более десяти лет. Покинувший эту должность в прошлом году Али Бардакоглу считался одним из самых влиятельных религиозных политиков и был инициатором приезда в Турцию в 2006 году главы католической церкви Бенедикта Шестнадцатого. Поговаривали, что Бардакогду был вынужден оставить свой пост из-за так называемого "квартирного скандала", когда министра обвинили в том, что он истратил значительные средства религиозных фондов на личные нужды. По сообщениям прессы, министр использовал пожертвования для паломников на ремонт и техническое обслуживание собственного дома. Общая сумма потраченных средств якобы превысила сто тысяч долларов.

Нынешний глава мусульман Турции Мехмет Гермез родился в 1959 году в городе Газиантеп на востоке страны в религиозной семье. Он с отличием закончил религиозную школу, потом поступил в университет Анкары, стажировался в Каире, преподавал историю религии в высших учебных заведениях. Гермез имеет тем же привилегии, что и госчиновники самого высокого ранга или члены парламента. Живет в государственной трехкомнатной квартире, получает зарплату – около семи с половиной тысяч турецких лир (примерно пять тысяч долларов). По сведениям прессы, жалование министру по делам религии увеличили в прошлом году в ответ на жалобы религиозных госслужащих о том, что зарабатываемых ими средств не хватает на оплату самых насущных расходов. Рассказывает служащий стамбульской мечети Рейтын Мезгит:

– В минувшем году власти добавили по нескольку сот долларов всем религиозным чиновникам и преподавателям религиозных школ и курсов. До недавнего времени муфтий в провинции зарабатывал около тысячи долларов в месяц, еще меньше получал сельский имам. Но министр по делам религии после выхода в отставку получит большую пенсию, которую государство выплачивает всем высшим чиновникам. Думаю, что в его пользовании останется автомобиль, – полагает Рейтын Мезгит.

По сведениям газет, Мехмет Гермез ведет обычный образ жизни, одевается скромно, предпочитая недорогие костюмы производства турецких фабрик. Независимый журналист Мерт Петек:

– У него есть "макам", то есть дорогая престижная машина марки "Мерседес" с шофером, которую предоставляет государство во временное пользование. Однако возглавляющие религиозные партии турецкие политики ведут довольно роскошную жизнь. У них есть виллы на берегу Босфора, дорогие джипы. Например, один из руководителей партии "Рефах" хвастался, что использует только итальянскую ткань для своих костюмов, – рассказал Мерт Петек.

Недавно в одной из центральных стамбульских газет появилась статья, автор которой призывал религиозных исламских деятелей следить за своим внешним видом. "Имамы должны носить простые, недорогие вещи, отказаться в частной жизни от разного рода излишеств – дорогих портмоне, костюмов, обуви, часов".
"Аскетизм в жизни имама – доказательство его истинной веры", – говорит независимый журналист Мерт Петек:

– Высшие религиозные деятели Турции принадлежат к самым богатым турецким семьям. Тот факт, что имам живет в дорогой квартире, носит дорогие часы, что стандарт его жизни очень высок, не вызывает ни у кого особых нареканий. Хотя, согласно законам ислама, имамы не могут пользоваться дорогими вещами, потому что роскошь граничит с распущенностью, – напоминает Мерт Петек.

"Расточители – братья шайтанов", – заявил недавно Мехмет Гермез, выступая на конференции, посвященной всемирному экономическому кризису, и призывал верующих сохранять умеренность, вести скромный образ жизни.

Елена Солнцева, Радио Свобода
XS
SM
MD
LG