Ссылки доступа

Заседание 3-е. Брейвик отмежевался от нацистов


Андерс Брейвик в зале суда. 18 апреля 2012 года
Андерс Брейвик в зале суда. 18 апреля 2012 года
Андерс Брейвик признает ответственность за убийство 77 человек, но не чувствует своей вины. Хроника суда над "норвежским стрелком" – в дневниковых записях корреспондента Радио Свобода в Скандинавии.

18 апреля прокуроры продолжали допрашивать "норвежского стрелка" Андерса Брейвика. Обвинителей интересовало, зачем он в 2001 году ездил в африканскую страну Либерию, расположенную на западном побережье континента между Кот-д'Ивуаром и Сьерра-Леоне. Подсудимый отвечал на вопросы неохотно, сообщив лишь, что встречался в Либерии с сербским националистом, находящемся в розыске за военные преступления. Имя его Брейвик категорически отказался называть, пояснив, что не хочет, чтобы еще кто-то был арестован.

По данным норвежской полиции, речь идёт о бывшем командире спецназа "Тигры" Сербской добровольческой гвардии и отряда специального назначения "Красные береты" Службы госбезопасности Сербии времен Слободана Милошевича Милораде Луковиче, известном под кличкой Легия. Его обвиняют в похищении и убийстве бывшего президента страны Ивана Стамболича, а также в убийстве сербского премьер-министра Зорана Джинджича. В 2003 году Милорад Лукович был арестован и после нескольких судебных процессов приговорён, в общей сложности, к 120 годам лишения свободы.

На дальнейшие вопросы стороны обвинения о поездке в Либерию Андерс Брейвик отвечать отказался. Тем не менее на суде все же прозвучала фраза, которая немного разъясняет его интерес к этой африканской стране – по словам террориста, он участвовал в контрабанде "кровавых алмазов". Слэнговым термином "кровавые", или "конфликтные алмазы" называют камни, добытые на территории, где ведутся военные действия. Выручка от продажи идёт на финансирование повстанческого движения или деятельности полевых командиров.

В ходе перекрёстного допроса прокуроры задавали также вопросы о контактах Брейвика с "Орденом рыцарей Храма", стремясь доказать, что антиисламистская ультраправая сеть, о которой рассказывал подсудимый, является плодом его воображения

На суде Андерс Брейвик вновь заявил, что состоит в "Ордене тамплиеров", члены которого провели встречу в Лондоне для разработки своей политической платформы. По словам террориста, он встречался в Лондоне со своим английским наставником по прозвищу Ричард Львиное Сердце, сам же Брейвик носил прозвище Сигурд – в честь норвежского короля XII века. Андерс Брейвик заявил, что "Орден Тамплиеров" планирует проведение специального учебного курса для "нескольких сотен" человек по всей Европе. Террорист также сообщил суду, что ещё два рыцаря-храмовника из его группы в Норвегии готовят убийство 300 человек.

Далее Брейвик рассказал лишь несколько малозначительных деталей об Ордене рыцарей-храмовников, после чего попросил прокурора Свейн Холден не насмехаться над ним, обвиняя её в попытках "делегитимизировать" его. Помимо этого, обвиняемый заявил, что "существует лишь два законных исхода процесса" по его делу: суд должен либо оправдать его, либо приговорить к смертной казни (которая в Норвегии не применяется). Ранее Брейвик назвал "достойным презрения" грозящий ему 21-летний срок тюремного заключения.

Под самый конец третьего судебного заседания состоялся примечательный диалог между Андерсом Брейвиком и одним из членов судейской коллегии:

Брейвик: Я – противник нацизма.

Судья Эйельсен: Как же в таком случае объяснить ваше неприятие мультикультурализма? Вы против иммиграции вообще, или это касается только мусульман?

Брейвик: Разница между национал-социалистами и мной в том, что у меня, по сравнению с "наци" гораздо более либеральные взгляды. Желание национал-социалистов – это иметь "белую" Норвегию. Я же могу согласиться с наличием в стране, возможно, 2 процентов иммигрантов. Но сейчас мы, норвежцы, уже в меньшинстве…

Вскоре после этого очередное судебное заседание по делу Брейвика было завершено.

* * *

Открытость судебного процесса над Андерсом Брейвиком стала предметом дебатов как в самой Норвегии, так и в остальном мире. Очевидно, что террорист, понимая неизбежность наказания, пытается использовать суд и внимание прессы в качестве трибуны для пропаганды ультраправых идей. Именно это вызывает возмущение значительного числа норвежцев, считающих, что человеконенавистническая позиция "норвежского стрелка" не заслуживает пристального внимания со стороны прессы. В Facebook создаются группы в поддержку закрытых слушаний, призывающих к бойкоту Брейвика и тех СМИ, которые будут освещать процесс. По их мнению, запрет на трансляцию речей Брейвика в данном случае не является ограничением свободы.

Однако есть и другая точка зрения. Судебный процесс по делу Андерса Беринга Брейвика имеет слишком важное общественное значение, чтобы подвергаться цензуре, считает профессор права в Университете Берген Эрнульф Расмуссен:

– В нашем судебном процессе существует важный, основополагающий принцип открытости. Это означает, что любой имеет право присутствовать на судебном заседании по уголовному делу. В случае с "делом Брейвика" очевидно, что такой доступ не может быть обеспечен – интерес к процессу настолько велик, что нет достаточно вместительного зала для всех желающих, – говорит Берген Эрнульф Расмуссен.

Суд отказывается транслировать судебный процесс, объясняя это тем, что хочет уберечь от чрезмерной психологической нагрузки семьи жертв терактов. Между тем, парадоксально, что родственники и потерпевшие могут видеть и слышать все происходящее как в самом зале окружного суда Осло, так и в 17 судах по всей стране, куда транслируются заседания по "делу Брейвика".

Проблематичным видится профессору Расмуссену и освещение процесса журналистами посредством твит-репортажей:

– Те, кто присутствует на суде, имеют прямой доступ к объяснениям ответчика, в то время как другие должны иметь дело с толкованием журналистами слов обвиняемого – и уже сейчас мы видим примеры неполной или ошибочно истолкованной информации…

По мнению Эрнульфа Расмуссена, всё это приводит к тому, что невозможно точно понять, что же на самом деле происходит в зале суда.

Тем не менее, результаты социологических опросов показывают, что более половины норвежцев согласны с решением о запрете на трансляцию выступлений Брейвика. И лишь каждый третий из опрошенных считает это решение ошибочным.

Сергей Джанян, Радио Свобода
Заседание 2-е. Брейвик требует свободы
XS
SM
MD
LG