Шпионы, тайные агенты и рок-н-ролл на закате Холодной войны

Советский рок-музыкант Валерий Сайфутдинов (в центре) на концерте в Риге незадолго до эмиграции в США. 1974 год.

Шквал насмешек вызвало на этой неделе заявление прокремлевского депутата Госдумы, утверждающего, что песни советской рок-звезды Виктора Цоя времен перестройки были написаны ЦРУ с целью дестабилизировать советский режим.

Друзья, знакомые и поклонники покойного солиста легендарной группы «Кино» лишь смеются над нелепостью подобных обвинений. Однако, согласно новому документальному фильму «Свободен для рока», правительство США понимало, какое расшатывающее влияние оказывал рок-н-ролл на их соперника в Холодной войне. Документальный фильм анализирует влияние рок-музыки на советское общество.

По словам продюсера фильма Джима Брауна, гастроли ансамбля «Nitty Gritty Dirt Band» в Советском Союзе состоялись при непосредственной поддержке администрации американского президента Джимми Картера. Стратегия Белого дома здесь заключалась в оказании «мягкого» воздействия.

«Картер был куда больше замешан, чем мы подозревали, — сообщил РСЕ/РС Браун. — Он считал, что рок-н-ролл способен подорвать систему».

В фильме принимают участие многие бывшие политики и знаменитые музыканты той эпохи по обе стороны железного занавеса. Картер — один из них. Среди прочих — бывший советский руководитель Михаил Горбачев, чьи гласность и перестройка позволили находящемуся в андеграунде року стать к концу 1980-х одной из господствующих тенденций культуры.

«Он был поклонником Элвиса Пресли, — говорит Браун о Горбачеве. — Он считал, что рок — для молодежи и что молодежь жаждет рок-н-ролла. Мне кажется, он гордится тем, что после, знаете ли, триллионов долларов, выброшенных на вооружение, две страны сблизились благодаря словам, выступлениям и культуре».

«РАБОЧИЕ НЕ СЛЫХАЛИ НИЧЕГО ПОДОБНОГО»

Ко времени прихода Горбачева к власти в 1985 году роковая субкультура просачивалась в Советский Союз на протяжении десятилетий. Главным образом — благодаря подпольным студиям звукозаписи, разбросанным по всей стране. По словам знаменитого российского рок-критика Артемия Троицкого, колыбелью движения стала столица советской Латвии — Рига.

Именно здесь 13-летний мальчик Валерий Сайфутдинов вывел на сцену первую отечественную рок-группу с малограмотным по-английски названием «Revengers» (мстители). Выступая на новогоднем концерте перед 700 заводскими рабочими в 1962 году, он потряс свою публику хитами Литтла Ричарда, Рэя Чарльза и Чака Берри.

Начальство проявило меньший восторг.

Валерий Сайфутдинов (в центре) со своей рок-группой «Revengers». Сигулда, 1963 год.


«Директор хотел вырубить электричество, — рассказал РСЕ/РС Сайфутдинов. — В ярости он выскочил на сцену с криком и воплями. Знаете, рабочие никогда ничего подобного не слышали. Им очень понравилось. Чтобы продолжить вечеринку, они напоили его пьяным».

Далее Сайфутдинов выступал в другой рижской группе, подвергался многолетней травле со стороны советских властей за свои музыкальные пристрастия и хайрастых друзей. В начале 1970-х годов ему удалось эмигрировать. В конечном итоге он осел в Калифорнии, где начиная с 1980-х управлял студиями звукозаписи.

Лет десять тому назад Сайфутдинов задумал документальный фильм о влиянии рок-н-ролла как на него, так и на его бывших сограждан.

«Моя задумка заключалась в том, чтобы с помощью документального кино или репортажа показать американцам, какое невероятное, по-моему, влияние он оказал на мир», — говорит проживающий сейчас в Сан-Диего Сайфутдинов.

В течение семи лет он разрабатывал эту идею совместно с автором-исполнителем Ником Бинкли. Затем к ним присоединился продюсер и режиссер лауреат премии «Эмми» Браун. В 2011 году проект получил грант в 550 тысяч долларов от Национального гуманитарного фонда (National Endowment for Humanities).

Браун является продюсером документального фильма о гастролях в Советский Союз звезды американского рока Билли Джоэла в 1987 году. В настоящее время этот фильм показывается по телеканалу «Showtime». Браун ведет переговоры о показе своего нового фильма с американским общественным телеканалом «PBS».

По словам Брауна, роль ведущего в документальном фильме, изначальное название которого было «Раскачивая Кремль», будет исполнять звезда Голливуда Кифер Сазерленд.

ЦОЙ И ШПИОНЫ

Одной из трудностей, с которыми столкнулся Браун при работе над фильмом, было разыскать видеозаписи советского рока времен андеграунда. Ведь звезды — официально, по крайней мере, — были непризнанными.

Несколько редких видео были найдены у американского музыканта и продюсера Джоанны Стингрей. В 1984 году Стингрей приехала в Советский Союз и с головой погрузилась в мир наиболее популярных рок-музыкантов Ленинграда.

Среди друзей Стингрей — солист группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, а также идол советского рока Цой, которого депутат Госдумы России Евгений Федоров недавно обвинил в сотрудничестве с ЦРУ.

Видео, в котором Федоров заявляет, что в последние советские годы голливудские авторы сочиняли песни для Цоя по заказу ЦРУ с целью ослабить власть советского правительства, взорвало российскую блогосферу. Федоров утверждает, что подобной тактики США придерживаются и создавая беспорядки на Украине.

Свидетельством этому он считает различия между причудливыми песнями раннего Цоя, вроде «Алюминиевых огурцов», и политически окрашенными поздними песнями, как «Перемен».

Федоров утверждает, что связь Цоя с ЦРУ была установлена сотрудниками КГБ, наблюдающими за деятелями ленинградского рока.

Считает ли Федоров Стингрей замешанной в заговоре Цой — ЦРУ остается неясным. Из Голливуда все-таки. И, кстати, перевела песни Цоя на английский.

В настоящее время Стингрей проживает в Беверли-Хиллз. В 1986 году она стала продюсером первого альбома советских рок-музыкантов, выпущенного в США. В своем интервью РСЕ/РС она назвала обвинения Цоя в пособничестве ЦРУ абсурдными.

«Я была настолько глубоко вовлечена во всё это. То, что я могла не знать, — просто исключено», — говорит Стрингей, которая в свое время была женой одного из гитаристов группы «Кино».

ЦРУ отказалось комментировать обвинения Федорова. Однако один из американских чиновников заметил, что всё это «отдает российской пропагандой».

В первые годы своей жизни в Ленинграде Стингрей, по ее словам, дни напролет проводила в квартирах музыкантов и художников андеграунда, где кто-нибудь обязательно брался за гитару.

«Все было так творчески и волшебно. И, что интересно, это было еще при коммунистах. За два года до Горбачева, — говорит 53-летняя Стингрей. — Так что, с творческой стороны, 84 —86-е годы были невероятными. То, что творилось за закрытыми дверями, было просто потрясающе».

Однако, по словам бывшего сотрудника КГБ и перебежчика Олега Калугина (тоже одного из героев фильма «Свободен для рока»), ленинградский КГБ пристально наблюдал за всем происходящим за закрытыми дверями.

«Рост мятежной западной роковой культуры в Ленинграде в конце 1970-х — начале 1980-х годов всё больше настораживал деятелей Коммунистической партии, — говорится в мемуарах Калугина 2009 года. — Считалось, что рок представляет опасность для коммунистической идеологии, поэтому партийное руководство хотело подавить это коварное влияние».

ЭТО КОНЕЦ

Происки КГБ против рок-музыки — в том числе и теневое управление легендарным Ленинградским рок клубом — оказались несостоятельными с приходом Горбачева. Ослабление запретов и введение в 1988 году закона о частном предпринимательстве позволили музыкантам легально зарабатывать деньги своим творчеством.

Джоанна Стингрей берет интервью у Виктора Цоя и участников группы «Кино»:

В Советский Союз устремились многочисленные западные рок-шоу, крупнейшие мировые звезды тяжелого рока принимали участие в фестивалях.

Сотни тысяч поклонников наводнили аэродром Тушино на окраине Москвы, где 28 сентября 1991 года состоялся концерт с участием групп «Металлика» и «AC/DC», спонсируемый компанией «Time Warner».

Этим концертом, по словам Брауна, завершается фильм «Свободен для рока». Он состоялся через пять недель после провалившегося путча против Горбачева и за три месяца до распада СССР.

«Мне кажется, мы приводим неопровержимое доказательство тому, что рок-н-ролл послужил одним из факторов, способствующих окончанию Холодной войны», — считает Браун.

Карл Шрек