Обвиняемый в преступлении молодой человек рассказывает, что ему позвонили из военкомата и предложили освободить от уголовной ответственности, если он отправится на армейские сборы.
Молодой человек, который отказался представиться, утверждает, что из военкомата его вызвали для обсуждения вопроса на месте. Власти категорически отвергают эти утверждения.
«Мне было предложено пойти поговорить с одним из начальников и, согласно предложению, по собственной воле поехать на военные сборы в том случае, когда я являюсь лицом, проходящим по уголовному делу. Предложение было сделано именно с целью закрытия уголовного дела», - рассказал собеседник Радио Азатутюн.
Однако молодой человек отверг предложение и сообщил об этом своему адвокату.
«Смысл мошенничества в том, чтобы рекрутировать человека на сборы, который сборам не подлежит», - сказал адвокат.
Адвокат этого молодого человека Арсен Мкртчян уже сталкивался с двумя подобными случаями. Он рассказал, что в одном случае его подзащитный уже поехал на сборы. Но, естественно, обвинение не было снято.
«Человека убедили, сказали: «мы поможем тебе, чтобы твои уголовные дела получили благоприятное решение». И человек, будучи сельчанином, поверил, дорогой адвокат, пойду поучаствую, что такого, не навредят же», - сказал Арсен Мкртчян.
Второй подзащитный, однако, отказался и в ответ на призывы человека, представившегося сотрудником военкомата, возразил: «мой адвокат говорит, что такого не может быть».
«Они ему говорят: «что твой адвокат понимает, мы лучше понимаем»», - рассказал Мкртчян.
Адвокат утверждает, что обвиняемые дают подписку о невыезде, между тем, в подобном случае меняется их адрес, затрудняется проведение следственных действий, одним словом, расследование дела затягивается. С другой стороны, нарушается порядок проведения военных сборов, военкоматы вместо звонка должны заранее составить список и направить включенному в него гражданину официальную повестку. И, что самое главное, как военкоматы могут вмешиваться в работу правоохранительных органов, обещая закрыть дела?
«Сказали: мы скажем судье, все будет хорошо. Яя, честно говоря, не знаю такого судью, даже не могу представить, кому они скажут: этот человек участвовал в сборах, вынесите ему благоприятный судебное акт. Это просто смешно», - отметил Мкртчян.
По мнению адвоката, военкоматы идут на такой шаг из-за нехватки ресурсов. «То есть, в основном это дети, зятья, племянники, родственники известных сил. Откуда должна быть рекрутирована эта масса? Или из оппозиционного класса, или из бедных людей, которые несправедливо подвергаются уголовному преследованию», - сказал он.
Между тем, председатель парламентской комиссии по обороне Андраник Кочарян категорически опровергает эти утверждения.
«Они врут, говоря такое», - сказал Кочарян.
По словам провластного депутата, этот механизм используется в российско-украинской войне, но не в Армении.
«Тот, кто говорит такое, наверное, что-то путает. Такие механизмы используются в российско-украинской войне, таких механизмов в Армении нет и быть не может», - сказал Кочарян.
В прошлом году Андраник Кочарян подвергся резкой критике со стороны правозащитников, когда на одном из заседаний предложил заместителю начальника полиции призывать на военные сборы мужчин, задержанных в ходе акций неповиновения оппозиции, предполагая, что именно они уклоняются от трехмесячных сборов и военной службы. Правозащитники назвали предложение Кочаряна попыткой превратить сборы в карательный инструмент.
«Я призываю Полицию и Службу национальной безопасности Армении собрать личные данные этих граждан и передать их Министерству обороны Армении», - заявил тогда председатель комиссии по обороне.
Проведение армейских сборов в Армении активизировалось после 44-дневной войны, первоначально они были трехмесячными, а в прошлом году правительство сократило этот срок. Начавшиеся с марта сборы проходят уже 25 дней. Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что продолжительность сокращена с целью повышения их эффективности и создания меньшего количества проблем для граждан.
Однако проблемы остались прежними, говорит представитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Назели Мовсесян, занимающаяся вопросами армии. Обратившийся к ней гражданин также рассказал, что имеет статус обвиняемого, ему позвонили и предложили участвовать в сборах в обмен на снятие обвинения.
«Насколько правомерно привлечение этих лиц к сборам и в какой степени Министерство обороны, привлекая этих лиц к сборам, может обеспечить также присутствие этих лиц, если будет необходимо провести определенные неотложные следственные или процессуальные действия?» - сказала Мовсесян.
Закон не запрещает обвиняемым по уголовному делу участвовать в сборах, но это не освобождает их от уголовной ответственности.
Занимается ли Генпрокуратура сигналом правозащитной организации и адвоката? В ведомстве сообщили, что ответят позже.