Радио Азатутюн выяснило, что местность, где находились сельчане, находится на административной территории общины Сос, расположенной по соседству с Мачкалашеном. Глава села Сос Унан Григорян сказал, что сельскохозяйственные работы прекращены. Азербайджанцев не сдерживает даже присутствие миротворцев.
«Российские миротворцы там стояли, когда шла работа в виноградниках, [азербайджанцы] начали стрелять. Стреляли не только из автоматов, из пулеметов большого калибра», - сказал глава села.
По словам Григоряна, последние две недели азербайджанцы почти каждый день стреляют в направлении сельчан. «Стреляют по садам, по близлежащим к ним участкам, чтобы не работали, стреляют в воздух, потом, если видят, что работа продолжается, стреляют конкретно в направлении садов», - рассказал он.
На одном участке виноградников Чартара сельскохозяйственные работы еще не возобновились
Спустя два дня после азербайджанских обстрелов сельскохозяйственные работы на одном участке виноградника села Чартар Мартунинского района Нагорного Карабаха до сих пор не возобновились. Азербайджанские ВС находятся всего в нескольких сотнях метров.
Один из владельцев виноградников, Артем Дживанян, сказал Радио Азатутюн, что работы продолжаются только на относительно безопасных участках.
«Работают в местах, которые не видны с азербайджанских позиций, так люди хотя бы немного спокойны», - сказал Дживанян.
Значительная часть виноградника площадью 10 гектаров находится под прицелом азербайджанцев. Хотя в среду в результате обстрела азербайджанцами жители села не пострадали, однако они сейчас проявляют осторожность. Жители Чартара боятся, как бы вдруг снова не начали стрелять.
«Я не могу принуждать их снова там работать, потому что, естественно, они испугались. Мы обратились к русским, чтобы они приехали и встали, пока мы работаем, но есть и такой вариант, если мы их уже приучим к русским, это для нас не то», - сказал Артем Дживанян.
Осторожность осторожностью, но молодой фермер говорит, что не следует идти на поводу у азербайджанцев. «Если мы будем ждать, когда азербайджанец выстрелит, нам придется все бросить и уехать, мы не сможем работать. Если обычный 18-летний пацан, стоящий на посту, выстрелил в воздух обычной пулей, мы из-за этого должны оставить виноградник площадью 10 гектаров? Я не говорю, что давайте не будем заниматься безопасностью, давайте займемся безопасностью, но в то же время мы не должны делать так, чтобы было по их желанию», - сказал он.
Жители Чартара обратились к миротворцам, чтобы те приехали и встали, чтобы они могли продолжить свою работу. Однако глава села Чартар Владик Ованнисян сообщил, что у них до сих пор нет договоренности с русскими.
«Мне кажется, что миротворцы встанут, но такой договоренности пока нет», - подчеркнул Ованнисян.
Это уже третьи за неделю азербайджанские обстрелы в направлении жителей села Чартар. Ранее из Степанакерта сообщили, что азербайджанцы обстреляли сельчан, работающих на полях Тагаварда и на виноградниках, прилегающих к Амарасской долине.
Между тем, Нагорный Карабах уже 103 дня находится в блокаде, лишенный не только регулярного подвоза продовольствия, но и импортируемых из Армении электроэнергии и газа.
Глава Храморта: сельчане занимаются сельхозработами только в пределах административной территории села
Село Храморт Аскеранского района Нагорного Карабаха также время от времени становится мишенью азербайджанцев. В конце прошлого года один из жителей села даже был ранен в результате выстрелов.
«Трактористы не рискуют выходить в поле, потому что боятся, что могут стрелять, причина в том, что стреляли как раз тогда, когда там стоял российский миротворец, вот и вся причина», - сказал глава Храморта Зорик Абраамян.
Глава села сообщил, что хотя азербайджанцы сейчас не стреляют, жители села занимаются сельскохозяйственными работами только вдали от азербайджанских позиций, в пределах административной территории села. Около года назад, после азербайджанского вторжения в соседнее село Парух, большая часть садов Храморта перешла под контроль азербайджанцев, сказал Абраамян.
«Как только они вошли в эти сады, они поставили свои посты перед этими садами, и мы не можем туда войти, они сами их возделывают и собирают урожай», - сказал он.
От потери садов пострадали не только жители Храморта, лишившиеся источника дохода, но и жители других общин, приезжавшие в село на заработки.
Многие карабахцы также теряют работу из-за блокады. По официальным предварительным подсчетам, около 9800 жителей Карабаха фактически лишились работы и источника дохода. По тем же данным, только местные налоговые поступления сократились на 70%.