Служба национальной безопасности (СНБ) получила письмо Наири Унаняна, приговоренного к пожизненному заключению по делу «27 октября», адресованное премьер-министру Николу Пашиняну.
«Оно сейчас на стадии изучения», - сообщили Радио Азатутюн в пресс-службе ведомства, отказавшись обнародовать содержание письма.
О письме Унаняна стало известно около двух недель назад, премьер-министр направил его генеральному прокурору, а Генеральная прокуратура, как сообщили в пресс-службе, направила его в Службу национальной безопасности с целью сделать предметом изучения в рамках возобновленного расследования по части, выделенной из дела «27 октября» в отдельное производство.
Что написано в письме, в аппарате правительства также не раскрыли. В прессе появились сведения о том, что Унанян выразил готовность участвовать в расследовании дела по части, выделенной из дела «27 октября».
Правопреемница потерпевшего по делу «27 октября» Анаит Бахшян, на основании жалобы которой в конце прошлого года началось новое расследование по выделенной из дела и 16 лет назад закрытой части, предполагает: «В связи с изменением ситуации то, о чем писала пресса, может быть реальностью, то есть, он сказал, что готов сотрудничать в деле раскрытия организаторов, но он не тот персонаж, которому можно доверять. Следователь не должен верить каждому его слову и должен проверить каждое его слово. Потому что я прочла все его показания: в первых показаниях он называет имена многих людей, а с апреля 2000 года меняет их, и после этого до конца судебного разбирательства утверждает, что организаторов нет, что все сделал он сам. Во время суда два брата даже спорили о том, кто был автором этой идеи. До такой степени он считает себя героем. Мне очень интересно, что он написал в этом письме».
Вдова вице-спикера парламента Юрия Бахшяна, убитого во время нападения на парламент в 1999 году, сказала, что пока не участвовала в каких-либо следственных действиях. В 2004 году, после четырех лет расследования, Генеральная прокуратура за отсутствием состава преступления закрыла часть, выделенную из дела «27 октября» в отдельное производство с целью установления других участников, подстрекателей и возможных организаторов преступления.
Несмотря на то, что есть решение о новом расследовании по делу, вдова Юрия Бахшяна говорит, что не доверяет СНБ. Ее адвокат обратился к генеральному прокурору с ходатайством о том, чтобы расследование дела вела не Служба национальной безопасности, а Специальная следственная служба (ССС). Бахшян сказала, что вчера получила отказ. Для получения разъяснений она хочет лично встретиться с отклонившим ходатайство прокурором, поскольку основания для нее непонятны.
С содержанием 17 томов закрытой части дела «27 октября» Анаит Бахщян до прошлого года не была знакома. «Когда я недавно ознакомилась с этим делом, я прочла там такие показания, что просто хотела в тот момент взорвать СНБ, понимаете. Скажу кратко: СНБ знала, СНБ никак не предотвратила это, в СНБ сваливали друг друга, одним словом, сочли это шуткой, юмором, и тот факт, что Унанян сам был агентом СНБ, вообще не оставил во мне доверия к следственной системе Армении, но особенно к СНБ. Сегодняшнее сообщение в связи с письмом говорит о том, что расследование дела будет продолжено в СНБ. Я больше не могу сделать никаких законных шагов, как объяснил мне адвокат», - сказала она.
Брат убитого 27 октября 1999 года премьер-министра Вазгена Саргсяна, Арам Саргсян, вообще счел недопустимым возобновление дела в данный момент, когда судебная система все еще не внушает доверия. Он также против любого сотрудничества с Наири Унаняном. По словам Саргсяна, заказчики «27 октября» должны быть раскрыты на основании фактов. Он выступает за проверку внешнеполитической версии.
27 октября 1999 года вооруженная группа под предводительством Наири Унаняна ворвалась в зал заседаний парламента во время правительственного часа, застрелив премьер-министра Армении Вазгена Саргсяна и спикера парламента Карена Демирчяна. Жертвами теракта также стали вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутаты Арменак Арменакян, Микаел Котанян и Генрих Абрамян.
После продлившегося три года судебного разбирательства шесть человек, включая Наири Унаняна, были приговорены к пожизненному заключению, еще один - к 14 годам лишения свободы.