Платить миллионы председателю Конституционного суда (КС) Грайру Товмасяну и шести членам КС за их отставку за счет налогоплательщиков недопустимо, считает руководитель парламентской фракции «Лусавор Айастан» («Просвещенная Армения») Эдмон Марукян.
По его словам, эта законодательная поправка, инициированная Министерством юстиции, не является юридическим документом, это политическое решение. «Предоставить почти один миллиард драмов людям, которые не должны работать судьями, не должны осуществлять правосудие, но должны получать зарплату и все социальные гарантии. Это очень дорогое удовольствие, за которое власть хочет заплатить за счет налогоплательщиков», - отметил Марукян.
Министерство юстиции уже несколько дней, как представило на общественное обсуждение проект поправок в Судебный кодекс и закон «О Конституционном суде». Среди юристов особенно бурно обсуждается заключительное и переходное положение проекта закона «О Конституционном суде», согласно которому в отношении судьи Конституционного суда, подавшего в отставку с период с 1 августа по 31 октбяря, независимо от его возраста, сохраняются имеющиеся у него на момент отставки зарплата, надбавки и социальные гарантии до истечения срока его полномочий по возрасту, за исключением случая его перехода на общественную службу.
«Будут ли граждане жить лучше, если эти судьи будут сидеть дома и получать миллион драмов? Я хочу понять. Что мы этим делаем, что мы за это получаем как государство? И в этом смысле я пока не могу выразить какую-либо позицию. Для меня как для налогоплательщика это ужасно. Но обсудим, посмотрим. Это предмет очень глубокого обсуждения, потому что это не юридический документ, это политический вопрос, способ решения политического вопроса. Они решают политический вопрос, который стоит миллиард драмов. Теперь мы должны посмотреть, стоит ли этот вопрос решать за миллиард драмов или нет», - сказал оппозиционный депутат.
Судья Ваге Григорян, который оценил ситуацию в Конституционном суде как кризисную, предложил это решение в своем известном письме. Около двух месяцев назад Григорян в Национальном собрании заявил, что Грайр Товмасян и еще шесть членов КС не имеют полномочий судьи, избранными судьями являются только он и Арман Диланян, и есть проблема с легитимностью нынешнего состава КС.
А премьер-министр Никол Пашинян в интервью Радио Азатутюн заявил, что члены Конституционного суда оказались в суде в результате законодательной манипуляции, что в 2019 году в Армении должен быть Конституционный суд 2019 года и что этот вопрос политический и должен быть решен.
Премьер-министр также сказал, что Грайр Товмасян с помощью Сержа Саргсяна и Гагика Арутюняна приватизировал Конституционный суд как нотариальную контору.
«Если они совершили незаконные действия, то их следует наказать, а не платить за то, что они не работают, - возражает оппозиционный депутат Эдмон Марукян. - Договоренности с Сержем Саргсяном имели все назначенные им люди: Левон Йолян, председатель Центрального банка, столько людей есть. Я задаю вопрос: почему премьер-министр не обращается к другим людям? В чем причина, что он обращается только к одному человеку? Договоренности других легитимны, а этого одного нелегитимны? Откуда идет эта избирательная практика? В 2019 году подобающим образом сформируйте Счетную палату, Центральный банк, Центральную избирательную комиссию, другие независимые органы, Полицию, Службу национальной безопасности. Все работали при Серже, давайте, всех снимите и дайте всем зарплату».
Законодательная инициатива, которая стала предметом горячих дебатов, с 8 августа вынесена на публичное голосование на едином сайте публикации проектов правовых актов. На данный момент за проект проголосовал 51 гражданин, против - 60. Голосование продлится до 26 августа.
Депутат фракции «Процветающая Армения» Арман Абовян также не высказался в поддержку проекта: «Очень неоднозначно, очень расплывчато, очень непонятно в целом. Потому что есть много вопросов, например, тот же период: вы уходите, мы приведем наших людей, но вы не понесете финансовых потерь… насколько это вообще согласуется с Конституцией и кодексом?»
И Эдмон Марукян, и Арман Абовян подчеркнули, что выражают свою личную позицию. Парламент сейчас находится на каникулах, законопроект пока во фракции не поступил.