Ваагн Арутюнян считает выдвинутое против него обвинение «необоснованным, незаконным и сфабрикованным»

Ваагн Арутюнян (архив)

Бывший руководитель следственной группы по делу о событиях 1 марта 2008 года Ваагн Арутюнян сегодня в эксклюзивном интервью Радио Азатутюн заявил, что выдвинутое против него обвинение является незаконным и сфабрикованным.

«Не только розыск, это обвинение, все это, если скажу, что незаконно, наверное, ничего не скажу, - сказал Арутюнян и продолжил: - Это обвинение необоснованное, незаконное, сфабрикованное. Нужно иметь очень большое воображение, чтобы сделать подобные выводы».

Специальная следственная служба (ССС) вчера заявила, что Арутюняну предъявлено обвинение в «фальсификации доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении», он объявлен в розыск. Обвинение в фальсификации доказательств предъявлено также эксперту-баллисту, в его отношении также объявлен розыск.

Находящийся в розыске Арутюнян в телефонной беседе с Радио Азатутюн заявил, что он с июля находится в Москве с целью лечения сердечно-сосудистых проблем.

Экс-глава следственной группы заявил, что обвинение против него направлялось, но не указал, кем именно. Он также сказал, что решение о выдвижении обвинения они пока не получили, после его получения и ознакомления обстоятельно к нему обратятся. «В ходе расследования уголовного дела, которое было у меня в производстве долгое время, не было доказательств совершения каких-либо незаконных действий со стороны вооруженных сил или обнаружения гильз и прочего. Я сейчас не помню, больше тысячи – 1600 или 1800 гильз, цифры плохо помню, было обнаружено только на месте происшествия, там было множество гильз, принадлежность нескольких сотен из которых, если не ошибаюсь, [не была определена], оружие из которого ими стреляли, не было обнаружено», - сказал Арутюнян.

Вчера ССС сообщила, что около 1000 гильз от патронов, которыми стреляли вооруженные силы во время мартовских событий 2008 года, были заменены на гильзы, стрелянные из оружия того же типа, принадлежащего войскам полиции.

Согласно ССС, необходимое количество выстрелов было произведено на стрельбище в селе Гетазат Араратской области. Затем гильзы были переданы следователю ССС, после чего предоставлены эксперту-баллисту А. А. Последний по личному указанию Ваагна Арутюняна заменил гильзы и составил сфальсифицированный протокол.

Между тем, Ваагн Арутюнян возражает: как следственный орган мог прийти к такому выводу, если ни он, ни эксперт не были допрошены, так как оба объявлены в розыск. «По его части показание должен был дать я. Я подобного показания не давал. Начнем с того, что меня не допрашивали, и если бы даже допросили, я бы подобных показаний не дал. Не потому, что уклонился бы, а потому, что подобного не было», - сказал он.

Сегодня после заседания правительства начальник Специальной следственной службы Сасун Хачатрян возразил Ваагна Арутюняну, сказав, что обстоятельства, связанные с вчерашним разоблачением, не были известны в июле, когда Ваагн Арутюнян еще был в Армении, почему ему в то время не предъявили обвинение.

«Участие армии в событиях 1 марта более чем доказано, - сказал Хачатрян. - На самом деле, это разоблачение очень значимое, потому что была сделана попытка полностью сфальсифицировать реальные обстоятельства».

В июле этого года генерал-майор юстиции Ваагн Арутюнян был освобожден от должности заместителя начальника Следственного комитета Армении и начальника Главного управления по расследованию особо важных дел «согласно собственному заявлению».

Арутюнян заявил, что по причине проблем со здоровьем уехал в Москву и что об этом через своего представителя проинформировал следственный орган, даже указал свой адрес, а вчера лично сообщил об этом следователям, но и после этого в отношении него был объявлен розыск.

Между тем, Сасун Хачатрян утверждает, что розыск предполагает также явку разыскиваемого в следственный орган, а не только обнаружение его местонахождения. «Насколько мне известно, Ваагн Арутюнян позвонил следователям и сказал, что может сообщить свое местонахождение, однако не сообщил о своем намерении приехать в Армению», - сказал глава ССС.

На вопрос Радио Азатутюн, вернется ли он в Армению после 19 ноября, если медицинские обследования благополучно завершатся, Арутюнян ответил, что пока не знает.

Член бывшей группы по сбору фактов с целью изучения событий 1 марта 2008 года Андраник Кочарян приветствует раскрытие новых обстоятельств по делу, отмечая, что раскрывается цепь самых важных разоблачений, и добавляет: «Агван Овсепян, как генеральный прокурор республики, является ответственным номер один за законность всего этого дела. Если следственные органы совершили это беззаконие, генпрокурор должен быть ответственным номер один, потому что, как минимум, он был не на своем месте. Я уже не говорю о том, что может быть раскрыто, что это произошло по их непосредственным распоряжениям».

После президентских выборов в феврале 2008 года, на которых победу одержал Серж Саргсян, в Ереване начались массовые акции протеста. Рано утром 1 марта 2008 года полицейские напали на ночевавших на площади Свободы в Ереване оппозиционных демонстрантов, которые выражали свой протест против официальных результатов президентских выборов. Позже в тот же день на площади возле памятника Александру Мясникяну и в ее окрестностях между протестующими и силовиками произошли столкновения, в результате которых 10 человек погибли, сотни получили ранения.