Правительство Армении решило ужесточить наказание, предусмотренное за воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов, одобрив на сегодняшнем заседании проект поправок в Уголовный кодекс.
Согласно части 1 статьи 164 действующего кодекса, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста либо принуждение его к распространению или отказу от распространения информации наказываются штрафом в размере от пятидесятикратного до стократного размера минимальной заработной платы либо исправительными работами на срок не свыше одного года. Согласно части 2 той же статьи, те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего должностного положения, наказываются исправительными работами на срок не свыше двух лет либо лишением свободы на срок не свыше трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не свыше трех лет или без такового. И наконец, согласно части 3 той же статьи, «деяния, предусмотренные первой и второй частями, которые были совершены с применением опасного для жизни или здоровья журналиста или его близкого насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет».
Правительство сегодня одобрило внесение изменений именно в эту, третью часть, поскольку, согласно представленному Министерством юстиции обоснованию, по действующему порядку лишение свободы на срок до 7 лет может применяться лишь в том случае, когда деяния, предусмотренные первой и второй частями статьи 164, были совершены одновременно. То есть, данное лицо и воспрепятствовало законной деятельности журналиста, и являлось должностным лицом, сделав это все с применением опасного для жизни или здоровья журналиста или его близкого насилия либо с угрозой его применения.
В проекте, одобренном на сегодняшнем заседании кабмина, предлагается изложить часть 3 статьи 164 следующим образом: «деяние, предусмотренное первой или второй частью данной статьи…». То есть, если данное лицо воспрепятствовало законной деятельности журналиста с применением насилия, опасного для жизни или здоровья журналиста или его близкого, либо с угрозой его применения, но не является должностным лицом, все равно оно также может быть лишено свободы на срок до семи лет.
На сегодняшнем заседании правительства вопрос представил министр юстиции Давид Арутюнян: «Изучения прокуратуры показали, что в некоторых случаях воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста имелись недостатки, которые не давали возможность вести борьбу, особенно в тех случаях, когда это сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья журналиста или его близкого. Поэтому предлагается внести в Уголовный кодекс некоторые поправки, чтобы сделать эту борьбу более эффективной».
По словам председателя Комитета по защите свободы слова Ашота Меликяна, безусловно, любое уточнение закона является положительным моментом, однако еще более важно, чтобы правоохранительные органы всегда применяли указанную 164-ю статью во всех тех случаях, когда имеет место воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
«Наши наблюдения показывают, что и правоохранительные, и судебные органы очень часто избегают применения этой статьи, и у нас есть много примеров, когда это воспрепятствование очевидно. Во всяком случае, есть и видеозаписи, и фотографии во время протестов «Электрический Ереван», во время событий в Сари тахе или во многих других зафиксированных случаях, когда имело место явное воспрепятствование деятельности журналиста, но правоохранительные органы отказались возбуждать уголовное дело», - сказал он.
Меликян также обратил внимание на то обстоятельство, что власти предприняли это уточнение после резкой критики, высказанной в их адрес на прошлой неделе, когда было принято решение о проведении заседаний правительства за закрытыми дверями и когда в мэрии Еревана воспрепятствовали работе журналистов.
«Работая закрыто, власти не могут посредством журналистов довести до общественности суть своей работы. Здесь будет нарушена подотчетность, речь даже не может идти о борьбе с коррупцией, когда власть работает в таком закрытом режиме. И, конечно, в первую очередь здесь пострадавшими являются журналисты, потому что они должны освещать все это, а их работа подвергается серьезному ограничению», - сказал председатель Комитета по защите свободы слова.