Налбандян: Ни минимальные, ни максимальные задачи Азербайджан не решил

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян (архив)

Главное объяснение событий, произошедших в начале месяца на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, состоит в том, что Азербайджан потерпел провал в переговорном процессе. Об этом вчера в интервью Общественному телевидению заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

«В свое время Азербайджан проиграл на поле боя, затем решил добиться успеха путем переговоров, но вновь потерпел провал, - сказал Налбандян и добавил: - Что это, если не провал, когда все международное сообщество и представляющие его страны-сопредседатели говорят о трех известных принципах урегулирования, о неприменении силы и угроз ее применения, о праве на самоопределение и о территориальной целостности, Азербайджан же говорит только об одном принципе. Что это, если не провал, когда сопредседатели говорят о необходимости создать механизм расследования, который может быть также механизмом сдерживания, причем предложение исходит не только от сопредседателей, но и от ООН, Евросоюза, различных международных структур, а Азербайджан притворяется, что такого нет. […] Что это, если не провал, когда в Казани Азербайджан, фактически, отступил от уже достигнутых договоренностей».

«Для всех очевидно, кто начал»

«На протяжении лет Азербайджан озвучивал свои угрозы. На протяжении лет все призывали соблюдать режим прекращения огня, соблюдать соглашение о прекращении огня, заключенное в мае 1994 года, и соглашение об укреплении режима прекращения огня от 1995 года. Несмотря на это, Азербайджан делал вид, что это его не касается. Сейчас он пошел на более широкомасштабные действия. Думаю, что для всех очевидно, кто начал эти действия. Во всяком случае, в тех беседах, которые я имел с моими коллегами, ни у кого не было сомнений в том, что именно Азербайджан начал эти действия», - сказал Налбандян.

«И во-вторых, ясно, какова была их цель, то, о чем они неоднократно говорили: решить проблему военным путем. И им снова это не удалось. У Азербайджана могли быть минимальные и максимальные задачи. Считаю, что ни минимальные, ни максимальные задачи Азербайджан не решил. Сейчас он будет вынужден вернуться в переговорный процесс, сесть за стол переговоров и начать переговоры. Конечно, начать переговоры не так легко, нужно подготовить соответствующие условия, и усилия сопредседателей направлены именно на это», - убежден глава внешнеполитического ведомства Армении.

«Не в Азербайджане расположена российская военная база»

В связи с некоторыми заявлениями, прозвучавшими со стороны стран, считающихся партнерами Армении, которые, по формулировке журналиста, «были не столь проармянскими или даже нейтральными» и в них было явно заметно желание «угодить Азербайджану», глава МИД Армении сказал: «Если вы имеете в виду страны-члены ЕАЭС, то и здесь не нужно преувеличивать, потому что если мы возьмем страны Евросоюза, то не всегда все страны Евросоюза согласны друг с другом. Не всегда они делают заявления или выражают позиции, которые нравятся другим странам-членам. […]. В ЕАЭС у нас нет такого формата, который совмещал бы позиции по внешней политике, что есть в ОДКБ. Но даже в ОДКБ случается такое. Конечно, в этом состоит причина того, что от саммита к саммиту, от встречи до встречи глав МИД мы всегда поднимали этот вопрос, и не только мы, а также секретариат и другие страны. Конечно, в этом направлении должна проводиться более комплексная и эффективная работа, и между странами-членами должно быть установлено сотрудничество и взаимодействие».

А по поводу заявлений, прозвучавших в последние дни в кругах высшего руководства России, являющейся стратегическим союзником Армении, в которых, по формулировке журналиста, «явным образом было заметно уравнивание отношений с Арменией и Азербайджаном в плане их содержания и глубины», Эдвард Налбандян заявил: «Не в Азербайджане расположена российская военная база, не Азербайджан является членом ОДКБ, не у Азербайджана есть десятки договоров с Россией, которые касаются защиты и сферы военной промышленности, не Азербайджан подписал с Россией известный «Пятый Протокол», к которому я довольно подробно обратился в одном из наших интервью. Этот ряд можно продолжить. Знаю, что в нашем общественном мнении стало предметом довольно острых обсуждений то, что Азербайджан покупает у России соответствующее оружие. Конечно, есть мнение, что это якобы бизнес. Я не знаю, принимать или не принимать этот аргумент, но на самом деле армяно-российские отношения – это не бизнес-отношения, не союзнические отношения, подкрепленные исключительно словами, а отношения, имеющие прочные договорно-правовые основы. Это очевидно для всех, включая Азербайджан. Это не секрет».

На хранение в офис ОБСЕ в Вене пока не сдан только Казанский документ

На вопрос, лежит ли сейчас на столе переговоров некий новый документ, не столь выгодный для армянской стороны, как об этом говорят экспертные круги, анализируя заявления высокопоставленных должностных лиц разных стран, касающиеся событий последних дней, глава армянской дипломатии ответил: «Допустим, не столь выгоден для нас, но Азербайджан при этом вынужденно начитает военные действия, это звучит немного странно. Это дилетантизм. […] Я попытаюсь раскрыть скобки, потому что до этого я этого не говорил, но теперь скажу. Рабочим документом считается тот документ, который был предметом обсуждения между сторонами. Таких документов было множество. Когда переговоры по ним проваливаются, эти документы передаются на хранение в главный офис ОБСЕ в Вене. На хранение - то есть, в закрытом пакете. […] Вы знаете, что Казанский документ пока не сдан на хранение в офис ОБСЕ в Вене? Следовательно, все остальные комментарии излишни».

По словам министра, неоднократно со стороны его коллег звучали в этой связи объяснения. «Да, есть различные идеи, однако нет смысла заново изобретать велосипед. Известны принципы и основные элементы. Главной сутью во всем этом переговорном процессе является то, что Карабах никогда не может быть в составе Азербайджана», - подчеркнул Налбандян, отметив, что отступления в этом вопросе быть не может.

«Необходимо продолжить переговорный процесс»

Несмотря на утверждения о том, что на фоне всего этого продолжение переговорного процесса становится бессмысленным, министр иностранных дел Армении убежден, что переговоры нужно продолжить.

«Даже если одна из сторон пытается превратить [переговорный процесс] в фарс, все международное сообщество сегодня призывает вернуться за стол переговоров. И это естественно, поскольку, когда мы говорим, что альтернативы мирному урегулированию нет, это так и есть. Потому что никакие военные действия, никакая война не могут решить вопросы. После всех войн, после всех военных действий на протяжении всей истории стороны возвращаются за стол переговоров и вновь начинают переговоры, возможно в более плохих условиях», - отметил глава МИД Армении.

«Я считаю, что никто не нуждается в новых военных действиях, в новой войне. Необходимо продолжить переговорный процесс и попытаться исключительно мирным путем найти возможности урегулирования конфликта. Я считаю, что такая возможность есть», - заявил Эдвард Налбандян.