Внесудебные «приглашения» по делу обвиняемого в религиозном экстремизме армянина

Жена Арамаиса Авакяна Ширин Турсунова

Жена гражданина Узбекистана, 33-летнего Арамаиса Авакяна, представшего перед судом по тяжким обвинениям в исламском экстремизме, сообщила Радио Азатутюн, что глава Дизакского административного района потребовал от нее прекратить жалобы.

По национальности узбечка Ширин Турсунова сообщила, что во встрече помимо главы административного района Гафура Каршибаева участвовали также его помощница Фатима Расулова, начальник управления по вопросам культуры и пропаганды Карим Татлибаев и еще два сотрудника того же управления. По словам Ширин Турсуновой, на встрече Каршибаев сказал: «Все будет хорошо, не волнуйтесь, все нормально». По словам Ширин, приглашающие на встречу добавили, что якобы они тоже «помогают» Ширин, как именно, не пояснили, однако указали на условие: «Не говорите против».

В ответ на вопрос, к чему приведут жалобы, жена Арамаиса Авакяна передала, по ее утверждению, предупреждения Каршибаева и других: «Вам будет тяжело». Ей показали материалы узбекской службы Радио Свобода и сказали, что заявлять о преследованиях «неправильно».

По утверждению матери Арамаиса Флоры Сакунц, его рыбоводческую ферму пытался отнять руководитель административного района Каршибаев, о звонках которого и, так сказать, внесудебных «приглашениях» свидетельствует также брат Фурката Зураева, оказавшегося вместе с Авакяном на скамье подсудимых. Он заявил, что Каршибаев позвонил и его родителям. Его мать Махамой Зураева, не владеющая русским языком, которая подтвердила, что пошла на встречу, сообщила подробности встречи, а сын перевел ее рассказ на русский.

Два дня назад их также вызвал помощник хакима (так узбеки называют главу административного района) Татлибаев. «Вызвал и сказал - не нужно там и здесь жаловаться, все будет хорошо. Они так пообещали», - сообщила мать подсудимого.

Глава административного района, по словам наших собеседников, также поинтересовался тем, что связывает Фурката Зураева и армянина Арамаиса Авакяна. «Он спросил, кто для моего сына Арамаис», - перевел слова матери брат подсудимого, добавив, что родители удивились, почему Каршибаев так говорит, если не знает Арамаиса.

На прошлой неделе в беседе с узбекской службой Радио Свобода Каршибаев сказал, что не знаком с Арамаисом. Брат подсудимого Фурката Зураева несколько раз повторил вопрос: ведь хаким не знаком с Арамаисом, всем говорит об этом, оправдывает себя, а почему тогда спрашивает, кем для Фурката является Арамаис?

Мать Арамаиса Авакяна Флора Сакунц, которая 36 лет назад из Армении переехала в Узбекистан и является гражданкой этой страны, обращает внимание на тот факт, что после неудачной попытки отъема у ее сына бизнеса поднялся шум, который для главы административного района стал неожиданным. «Он говорит: «Я не знал, что народ так разозлится, что дойдет до такой степени, поднимется на ноги. Он это сказал моей невестке, жене Арамаиса», - рассказала Флора Сакунц.

Еще одно примечательное обстоятельство, которое стало известно сегодня. Из офиса омбудсмена Узбекистана Радио Азатутюн сообщили, что получили письмо омбудсмена Армении в связи с насилием в отношении Арамаиса Авакяна.

До того как подать в отставку с поста омбудсмена, Карен Андреасян написал своему узбекскому коллеге Улукбеку Мухамадиеву, что 6 января к нему обратилась «соотечественница». «Основываясь на принципе добровольности и взаимопомощи институтов по правам человека, прошу по возможности Вашего сотрудничества в деле получения информации о физическом и психологическом состоянии А.Авакяна, а также принятии соответствующих мер для предотвращения незаконных действий в отношении последнего», - написал Карен Андреасян.

Старший помощник омбудсмена Узбекистана сообщил, что письмо они получили, взяли этот вопрос под контроль и после его изучения уполномоченная армянская сторона будет уведомлена о результатах расследования.

Старший помощник омбудсмена Узбекистана также сказал, что они не осведомлены о том, что глава административного района параллельно с судебным разбирательством «приглашает» на встречи родственников подсудимых, призывает их прекратить жалобы. Он пообещал, что передаст омбудсмену эту информацию, а о предпринятых шагах можно будет говорить позднее.