Восемь веков свободы

Копия Великой хартии вольностей на выставке в Вашингтоне

В Великобритании отмечается 800-летие Великой хартии вольностей, известной также по своему латинскому названию – Magna Carta. Этот документ, заложивший основы правового государства с его принципом строгого верховенства закона, был подписан английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года. Magna Carta защищала права и свободы не только английских феодалов, но всего свободного населения средневековой Англии. Хартия оказала огромное влияние на развитие не только английского, но и европейского правового сознания.

В Великобритании уже несколько лет готовились к празднованию 800-летия Великой хартии вольностей. Два университета – Восточной Англии и Лондонский – разрабатывали юбилейный исследовательский проект, посвященный истории и значению Magna Carta. В рамках этого проекта 17 июня в Лондоне начинается трехдневная научная конференция, посвященная изучению этого исторического документа. Конференция соберет историков и исследователей со всего мира. На ней в частности, будут представлены новейшие исследования, согласно которым из четырех сохранившихся списков Хартии по крайней мере два были сформулированы и написаны не королевскими стряпчими, а деятелями церкви. Как отметил руководитель исследовательского проекта Magna Carta профессор Университета Восточной Англии Николас Винсент, "король вовсе не был заинтересован в создании и публикации Великой хартии вольностей, и в XIII веке она воспринималась не как королевский, а как церковный документ, ставший фундаментом современных британских идеалов свободы, демократии и верховенства закона".

Magna Carta стала защитой от королевской тирании и гарантом безопасности свободной части английского населения

​Из 63 статей Великой хартии вольностей две имели особенно важное значение: та, что ограничивала власть короля, требуя от него безусловного следования законам, и другая – запрещающая произвольный арест или посягательство на имущество и гарантирующая некоторые права личности, в частности, право на справедливое и законное рассмотрение дела в суде. Во многих отношениях Magna Carta стала защитой от королевской тирании и гарантом безопасности свободной части английского населения. Надо сказать, что Иоанн Безземельный крайне неохотно подписал этот документ, вынуждаемый к этому ультиматумом ополчившихся на него феодальных баронов. И хотя король вскоре отказался следовать Хартии и развязал гражданскую войну, позднее английские монархи один за другим подтверждали приверженность провозглашенным в ней принципам. В дальнейшем введенные Хартией в английскую политическую систему Государственный совет и комитет из 25 баронов, имевших право принуждать короля к исполнению законов, стали на многие века частью английской правовой системы. В интервью Радио Свобода профессор Винсент говорит о значении Великой хартии вольностей для становления британского и европейского правосознания:

Профессор Николас Винсент

– Выдающееся значение Великой хартии вольностей прежде всего в том, что она впервые включила королевскую власть в правовую систему, подчинила власть главы государства закону. Это фундаментальный принцип, который важен и в наше время. Он отделил нашу, западную часть мира, где царит верховенство закона и независимая правовая система, от той его части, где правители страны могут подчинять себе закон или изменять его по своей воле. Значительная часть Хартии все еще имеет не только символические, но и огромное практическое значение. Четыре статьи Magna carta 1215 года все еще задействованы в современной британской правовой системе. Одна из них провозглашает свободу церкви, другая – под номером 15 – гарантирует свободу Лондону, позволяющую британской столице избежать прямого королевского контроля. Эта статья была включена в Хартию из-за того, что в 1215 году в Лондоне происходили мятежи против королевской власти. Ну и, наконец, самые знаменитые и важные статьи Хартии: 39-я и 40-я. Первая из них гарантирует защиту от произвольного ареста и дает право на законное рассмотрение выдвинутого против вас обвинения в суде. Эта статья уравнивает рядовых свободных людей королевства с самыми высокопоставленными особами. Сороковая статья гарантирует справедливое судопроизводство и запрещает любой отказ или уклонение от его совершения.

– Значит ли это, что Magna Carta все еще остается частью конституционной системы Великобритании?

В теории мы 800 лет живем под сенью закона и права, однако на практике Хартии не всегда удавалось полностью защитить нас от тирании

– В Британии, как известно, нет писанной, кодифицированной конституции, поэтому Magna Carta особенно важна для нашей национальной идентичности. Я бы сказал, что в наше время миф о Великой хартии вольностей превосходит реальную значимость этого документа. Ей мы обязаны нынешним чувством общности и ощущением принадлежности к британскому общественному и государственному устройству. В теории мы 800 лет живем под сенью закона и права, однако на практике Хартии не всегда удавалось полностью защитить нас от тирании и несправедливого суда. Тем не менее, британцы верят, что наше национальное самосознание сформировано положениями Великой хартии вольностей и что мы свободные люди, живущие в стране, где правит закон.

– Можно ли сказать, что Великая хартия вольностей оказала влияние на развитие прав человека не только в Британии, но и в других европейских странах?

– Да, конечно, если иметь в виду, что этот процесс проходил в рамках верховенства закона, который ограничивал произвол верховной власти. Ее влияние можно усмотреть как в провозглашенной Французской революцией XVIII века Декларации прав человека и гражданина, так и во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Хартия впервые провозгласила идею коллегии присяжных, ставшую всеобщим достоянием. Зафиксированные в Хартии права человека можно обнаружить и в американском Билле о правах, ставшем частью конституции США. Великая хартия вольностей была первым правовым документом, в котором эти идеи доминировали.

– Оставила ли Magna Carta какой-либо след в развитии российского правосознания или российской правовой системы?

Возникло ли в России правовое государство – вопрос открытый

– Россия – это другая история. Бесспорно, идея верховенства закона в огромной мере может помочь понять, что происходит в современной России. Возникло ли в России правовое государство – вопрос открытый. На Западе вы можете встретиться с мнением, что в России никогда не было независимых правовых институтов, что там так и не возникло развитое правовое сознание. Верховенство закона – приоритетная задача любого народа, озабоченного построением справедливого общества. И мне представляется, что эта задача так и не стала существенной для нынешнего российского политического режима. Конечно, после тысячи лет авторитарного и тоталитарного правления трудно перейти на другую политическую систему.

Короля Иоанна Безземельного заставили подписать Хартию его недовольные подданные

– Великая хартия вольностей провозгласила право каждого подданного в случае, если он не удовлетворен решением судебной инстанции, обратиться непосредственно к королю. Сохранилось ли в современной Британии это право?

– Теоретически каждый в Британии может обратиться с петицией к королеве. Ее Величество получает много обращений с разного рода жалобами. Однако процесс рассмотрения таких обращений довольно сложен, поскольку королева переправляет их лицам, уполномоченным принимать решения в разных государственных сферах. Так что это вовсе не гарантирует абсолютно справедливого решения проблемы. В принципе в этой традиции нет ничего уникального. Даже в самых жестоких автократиях граждане могут подавать петиции верховному правителю. Однако гарантирует ли это справедливое и законное решение проблемы – большой вопрос.

– Одна из статей Великой хартии могла бы быть очень важной еще недавно и для России. В ней говорится, что любой свободный человек в Англии имеет право покидать страну и возвращаться в нее по своему усмотрению. Россияне получили это право лишь после падения коммунизма и железного занавеса...

Великая хартия вольностей актуальна и для нашего времени

– Очень интересное замечание, о котором я никогда не задумывался. Действительно, мы на Западе воспринимаем свободу передвижения как неотъемлемую часть прав человека, дарованную нам с давних времен. Эта статья появилась в Хартии, поскольку в начале XIII века это право еще не было гарантировано всем подданным королевства. Надо сказать, что оно все еще остается проблемой для многих стран. Но сейчас эта статья Хартии не является частью законодательной системы Великобритании. У нас есть другой закон, гарантирующий свободу передвижения. Я бы обратил внимание еще на одну статью Хартии, которая представляется актуальной в наше время. Речь идет о том, что суды зачастую назначают такие огромные штрафы и не менее огромные судебные издержки, что люди не могут себе позволить обратиться в суд. Хартия устраняла это препятствие и требовала умеренности в этом отношении. Я бы сказал, что и в наше время многие люди лишены возможности обратиться в суд с делом, требующим длительного рассмотрения, поскольку это чревато огромными расходами. Это еще доказывает, что Великая хартия вольностей актуальна и для нашего времени, – считает исследователь Великой хартии вольностей профессор Николас Винсент.

Историк-медиевист и лондонский обозреватель Кирилл Кобрин рассказал о том, каков главный смысл Великой хартии вольностей для современного европейского общества:

Фактически в Magna Carta утверждается, что если король собирает налоги с населения, то оно должно иметь свой голос при принятии решения, на что эти деньги будут потрачены

– Тот человек, который сегодня, не будучи специалистом, начнет внимательно читать Magna Carta, изучать события, которые ей предшествовали, причины ее подписания и так далее, будет страшно разочарован. Происходят пышные торжества, выставка в Британском музее, участвует британская королева, все говорят о том, что – вот ключевой базовый документ английской демократии, британской демократии, англосаксонского типа демократии и демократии во всем мире. Но если внимательно читать документ, то там – огромное количество статей, терминов, которые не имеют никакого отношения ни к сегодняшнему дню, ни к слову "демократия". Кстати, слово "демократия" там, конечно же, нет. Magna Carta является порождением баронской гражданской войны, которую крупные феодалы вели против короля Иоанна (в русской историографической традиции его называют Иоанном Безземельным), которая завершилась в 1215 году поражением Иоанна, и бароны заставили его подписать этот документ. Казалось бы, речь идет о документе вынужденном, о результате определенного стечения политических обстоятельств. И публикации в сегодняшней британской историографической или научно-популярной исторической литературе частично подходят под этот ключ ревизионизма – мол, это все легенда, что Magna Carta – это основа демократии. Посмотрите, действие первой Великой хартии вольностей распространялось на очень узкий круг людей в тогдашнем английском королевстве. И это правда. В основном речь идет о сеньорах, то есть о феодалах, об аристократии и ее окружении. Ревизионисты в каком-то смысле правы.

С другой стороны, те, кто утверждают, что этот документ – великий оплот английской, британской, американской демократий, тоже правы. Потому что в Magna Carta есть два главных принципа, которые до сих пор существуют и которые являются вместе с принципом народовластия, установленным в Древней Греции, базовыми принципами демократии. Первый – это неприкосновенность личности. Эта идея в Великой хартии вольностей была выражена не очень сильно, но, тем не менее, получила определенное воплощение, что никто без соответствующего решения, в данном случае, местного королевского суда, не может быть лишен жизни, свободы и имущества. Это очень важное достижение. Пусть тогда оно и относилось, прежде всего, к баронам, то есть к крупным феодалам, которые вели войну с Иоанном Безземельным. Второй принцип, еще более важный, – нет налогов без представительства. Фактически в документе утверждается, что если король собирает налоги с населения, а в данном случае он собирает, прежде всего, налоги с сеньоров, свободных крестьян и свободных горожан, то люди, которые платят налоги, должны иметь свой голос при принятии решения, на что эти деньги будут потрачены. Это исключительно важный пункт, который лежит в основе современной демократии англосаксонского типа. А голос этих людей может быть учтен представительством в парламенте. Таким образом, Magna Carta – основа современного парламентаризма. И пусть настоящий английский парламент был созван только 40 с лишним лет спустя после так называемых Оксфордских провизий, в результате гражданской войны, тем не менее, юридическая основа для существования парламента была заложена.

– Вы говорите в основном о Великобритании. Однако Magna Carta оказала влияние и на другие страны и в Европе, и за ее пределами.

Кирилл Кобрин

– Можно сказать, что существует два типа демократий. Один, который обычно называют англосаксонским, основан на принципе самоуправления общин и государства как некой суммы набора самоуправляющихся общин. Иными словами, каждый гражданин или подданный такого государства, прежде всего, является членом своей общины, своего города, своей деревни, а уже в следующую очередь эта община является составной частью государства. Индивидуальные права и свободы каждого отдельного человека значительно важнее, чем интересы королевства или государства. Это англосаксонский принцип. В нем есть плюсы, есть и минусы. Тем не менее, в западном мире это был первый и сейчас наиболее могущественный тип демократии. Очень важный пункт, касающийся неприкосновенности жилища и личности, был подтвержден уже во второй половине XVII века в Англии. Это знаменитый Хабеас корпус акт. Затем эти английские принципы перекочевали в английские же колонии. А потом – вместе с теорией и практикой древнегреческих полисов, то есть древнегреческой демократии, легли в основу американского типа демократии, которая на сегодняшний день является наиболее могущественной в мире. Любопытно, что в какой-то степени англосаксонский тип демократии прижился отчасти в Германии.

– Поскольку на этой неделе начались торжества по случаю юбилея подписания Magna Carta, запланировано довольно много различных мероприятий, расскажите, что сейчас происходит в Британии? Кто принимает участие в торжествах? На чем планируется сделать главный акцент?

Этот документ до сегодняшнего дня существует, прежде всего, как актуально действующий закон

– Я бы выделил несколько уровней этого празднования. Один самый неинтересный, но в то же время самый бросающийся в глаза – это, конечно же, официальный уровень. Это мероприятия с участием Елизаветы II, которые начались в понедельник и продлятся несколько дней. Участие королевы Великобритании в праздновании юбилея с момента подписания документа, который был силой извергнут из тогдашнего английского короля, – довольно любопытное и поучительное зрелище. Это показывает, что в каком-то смысле нынешняя британская монархия является результатом большого и комплексного примирения самых разнообразных политических, социальных, религиозных, этнических сил. То есть это не торжество победы мятежников над королем. Это не торжество победы короля над мятежниками. Это торжество, по сути, нынешнего устройства вещей в Великобритании.

Второй уровень – научно-популярный. Например, выставка в Британской библиотеке, которая идет уже довольно давно, где можно спокойно рассмотреть оригинал Magna Carta. Сделан прекрасный сопроводительный комментарий, достаточно простой, но в то же время фактологически исчерпывающий. Плюс к этому реконструирован исторический контекст того, что происходило. Третий уровень – научный. В последнем выпуске журнала History Today, который по случаю торжеств распространяется бесплатно, собраны самые разнообразные материалы: исторические, юридические и даже политические, которые позволяют неспециалисту понять, в чем дело с этой Великой хартией вольностей. Дело в том, что этот документ до сегодняшнего дня существует, прежде всего, как актуально действующий закон. Очень мало найдется стран, где среди действующего законодательства есть законы и положения, написанные, скажем, в начале XIII века. Это результат того, что британское законодательство, как известно, строится по прецедентному принципу, а не по принципу существования уголовного и процессуального кодексов. Magna Carta, хоть и выглядит архаичной, совершенно не релевантна сегодняшнему дню, но, тем не менее, она действует. Второе обстоятельство – это то, что Хартия вольностей – один из немногих документов, которые действительно объединяют сегодня фактически все британское общество, по крайней мере ту его часть, которая вообще знает о существовании Magna Carta.

Радио Свобода