В соответствии с международными договорами, российские пограничники были обязаны передать пытавшееся пересечь границу лицо правоохранительным органам Армении. Об этом сегодня в Национальном Собрании заявил генеральный прокурор Армении Геворк Костанян в ответ на вопрос оппозиционного депутата Никола Пашиняна.
Костанян также сказал, что российские пограничники были обязаны проинформировать власти Армении о попытке пересечения госграницы со стороны Валерия Пермякова, обвиняемого в убийстве семьи Аветисян в Гюмри, а также о его задержании.
Отвечая на вопрос Никола Пашиняна о том, проинформировали или нет, Костанян сказал: «Все это является материалом уголовного дела. Вся эта информация есть в уголовном деле, все дело в этом. Я уверен, что вы получите ответы на эти вопросы, но это пока находится в уголовном деле. Это материал, формальная судопроизводственная процедура, уголовно-процессуальный документ, который сейчас действует».
«Нарушителя границе, конечно, нужно передать Республике Армения. Кто не передал, передал лм или не передал, обязан был или нет… все это – в уголовном деле, в том числе будут обсуждены обстоятельства, касающиеся несения ответственности», - заявил генпрокурор.
Тем не менее, уголовное дело по факту пересечения государственной границы Армении не возбуждено.
Депутат от фракции «Наследие» Заруи Постанджян квалифицировала действия армянских правоохранителей как бездействие, а также заявила, что сообщает о преступлении.
«Ясно, что на данный момент в Армении произошли и другие преступления, в которых замешаны представители пограничных войск России», - сказала оппозиционный депутат.
К сообщению о преступлении присоединился и оппозиционный депутат, бывший министр иностранных дел Александр Арзуманян, заявив, что в истории независимой Армении подобного случая не было: «Никогда за 23 года истории не было случая, чтобы нарушителя границы передавали какому-либо посольству, представительству какой-либо другой страны».
На вопрос, почему уголовное дело не возбуждено, Геворк Костанян ответил, что сейчас они проверяют факты, когда проверка фактов будет завершена, обвинение будет дополнено и возможно изменено. Генпрокурор вновь, как и на предыдущей пресс-конференции, призвал дождаться соответствующего этапа расследования дела.
В ходе слушаний стало ясно, что Костанян еще не обращался к своему российскому коллеге, генпрокурору России Юрию Чайке, как обещал в Гюмри в беседе с протестующими. Костанян сказал, что пока они «собирают основания».
Депутат от фракции «Процветающая Армения» (ППА) Наира Зограбян спросила: «Когда вы перед тысячами гюмринцев заявили, что немедленно обратитесь к генпрокурору России, это было эмоциональное заявление?».
«Это моя обязанность, не только как мужчины, но и как генпрокурора, выступить с подобным обращением перед генпрокурором России. Конечно, я обязан это сделать, и я выполню свою обязанность», - ответил Костанян.
Депутат Хосров Арутюнян спросил о том, на территории какой страны – Армении или России – находится Пермяков, содержиащийся на российской военной базе.
«Территория воинской части – это не территория РФ, но там действует юрисдикция России», - пояснил Костанян.
Генпрокурор также сообщил, что пограничная служба осуществляется в отдельном режиме и никак не связана с военной базой. А почему Пермякова перевезли на военную базу, имели ли на это право или нет, выяснится в ходе следствия, сказал Костанян.
Депутат от правящей Республиканской партии Армении (РПА) Сукиас Аветисян поднял вопрос ответственности командования российской военной базы. До сих пор ни один представитель командования базы не был наказан за эту ситуацию, а гюмринцы ожидают не слов, а дела, сказал он.
«Сегодня в Гюмри ситуация спокойная, но это спокойствие содержит в себе внутреннее напряжение, которое в любой момент может привести к серьезным последствиям. К сожалению, русские идут на это. До сих пор Министерство обороны России никого не наказало и публично не заявило, что уволило того или иного командира или руководителя подразделения», - отметил Аветисян.
Рубик Акопян (фракция «Наследие») сказал, что не намерен задавать вопрос генпрокурору, но советует провести слушания в закрытом режиме.
«Государство, народ оказались в очень тяжелой ситуации, вы вашим поведением все еще провоцируете некоторые ситуации, даже траур не объявили. Власть не смогла выразить народу соболезнования, объявить траур, когда этот траур вошел в дома каждого из нас. Мы хотим выяснить, почему это произошло. Мы хотим выяснить, почему то, о чем пишет российская пресса, что из-за поведения армянских властей русские вытирают об Армению сапоги, стало нормальным явлением, почему стало нормально, что нас так воспринимают?» - сказал Акопян.