В столице Нагорного Карабаха Степанакерте сегодня состоялось первое судебное заседание по делу двух азербайджанцев, обвиняемых в незаконном пересечении границы Карабаха в направлении Карвачара (Кельбадждара) 10 июля этого года и совершении диверсий.
После провозглашения независимости это первый случай, когда граждане Азербайджана предстают перед судом в Нагорном Карабахе.
По утверждению правоохранительных органов Нагорного Карабаха, Шахбаз Губиев и Дилхам Аскеров являются диверсантами, они обвиняются по ряду статей, в частности, в убийствах 17-летнего жителя Карвачара Смбата Цаканяна и армянского офицера Саркиса Абрамяна, а также в нанесении тяжелого ранения 37-летней Карине Давтян.
В соответствии с законодательством Нагорного Карабаха, подсудимым были предоставлены адвокаты.
Третий азербайджанец, Гасан Гасанов, вместе с Гулиевым и Аскеровым проникший на территорию Карвачара, согласно официальной информации, во время задержания оказал сопротивление и был убит.
На судебном заседании, стартовавшем сегодня в 10 часов утра в суде общей юрисдикции Нагорного Карабаха, подсудимые предстали в сопровождении полицейских, адвокатов Эрика Бегларяна и Аркадия Тадевосяна и переводчика.
Председательствующий судья Анатолий Тадевосян начал рассмотрение дела с того, что поинтересовался здоровьем подсудимых.
54-летний Дилхам Аскеров ответил, что у него проблемы со здоровьем, при этом не вдаваясь в подробности.
Государственный обвинитель, прокурор Карен Габриелян представил обвинение: «шпионаж, пересечение государственной границы Нагорно-Карабахской Республики без надлежащего разрешения, незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, открытое похищение человека, применение опасного для жизни насилия, убийство несовершеннолетнего с применением оружия, попытки убийства на почве национальной ненависти, кража и прочее».
Согласно показаниям, прозвучавшим в ходе заседания к этому моменту, Гулиев и Аскеров познакомились в 1992 году в Лачине. В конце 1990-х годов Гулиев уехал в Россию на заработки, где, по его словам, он 6 лет провел в тюрьме за ограбление. После освобождения Гулиев уже в Баку возобновил контакты с Аскеровым, который и предложил ему поехать в Карабах. По словам Гулиева, оружие для них достал Гасанов. После пересечения границы Карабаха они много дней ночевали под открытым небом.
По причине плохого знания Гулиевым русского языка из его слов осталось непонятным, как произошло похищение 17-летнего армянского юноши. Он заявил, что не участвовал в похищении юноши и не в курсе того, как произошло убийство.
«Я повернулся на звук выстрела и увидел, что мальчик упал посреди дороги и лежит без движения», - рассказал Гулиев.
Подсудимый также представил подробности того, как они крали военную форму, документы, бычка, «вели какие-то съемки».
Дилхам Алиев также не признал себя виновным не только в убийстве Смбата Цаканяна, но и в пересечении границы, однако признался, что украл у Смбата Цаканяна деньги.
Официальный Баку заявляет, что власти Карабаха не имеют никаких правовых оснований для возбуждения уголовного дела против граждан Азербайджана и что решение суда Нагорного Карабаха не будет иметь юридической силы.
Вице-премьер Азербайджана Али Гасанов сегодня заявил, что неделю назад официальный Баку обратился в ряд международных организаций: ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Международный комитет Красного Креста с просьбой приложить усилия для возвращения азербайджанских пленных на родину. По словам Гасанова, однако, никакой реакции до сих пор не последовало.
А на прошлой неделе азербайджанские СМИ попытались получить комментарии по этому вопросу у сопредседателей Минской группы ОБСЕ, однако посредники отказались его комментировать.
Между тем, официальный Степанакерт напоминает, что вышеуказанные азербайджанцы подозреваются в тяжких преступлениях и суд должен дать адекватную оценку их деяниям. Пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян заявляет, что внешнее вмешательство в этом деле исключено.
«Судебный процесс будет проводиться на уровне, соответствующем цивилизованной стране, как бы это ни было психологически трудно для нас, поскольку эти люди обвиняются в очень тяжких преступлениях. Но, тем не менее, им были предоставлены защитники, и эти защитники сделают все для защиты их интересов. Лишь судебный процесс определит их окончательный приговор», - в беседе с Радио Азатутюн сказал Бабаян.
Your browser doesn’t support HTML5