Доклад: Чиновники продолжают незаконно заниматься бизнесом

Встреча президента Сержа Саргсяна с руководящим составом Комитета госдоходов (архив)

Чиновники налоговой и таможенной сфер в Армении продолжают незаконно заниматься бизнесом. Такое утверждение содержится в опубликованном сегодня докладе омбудсмена Армении.

Карен Андреасян, в частности, отмечает: «Некоторые должностные лица налоговых или таможенных органов или их родные: супруги, дети, родители, сестры, братья, одновременно занимались также предпринимательской деятельностью. В результате эти лица получили незаконные преимущества над другими бизнесменами, действующими на том же рынке».

Также, по мнению омбудсмена, Комитет госдоходов Армении поверхностно расследовал почти 90% случаев по поводу теневой деятельности. «В результате показатель теневой экономики на протяжении лет почти не изменился, составив около 35-40%», - подчеркивается в докладе.

«В Армении все знают, что чиновники КГД имеют бизнес, - сегодня в беседе с Радио Азатутюн сказал экономист Бабкен Тунян. - Но это относится не только к КГД и таможенной службе. В государственной системе трудно найти какого-либо чиновника выше среднего звена, у которого не было бы бизнеса. То есть, проблема носит системный характер, и это, естественно, очень плохо влияет на общую бизнес-среду, потому что сращивание бизнеса и политики или бизнеса и государственной системы не может обеспечить основы для здоровой конкуренции».

В ноябре 2011 года, выступая на съезде Союза промышленников и предпринимателей Армении, президент Армении Серж Саргсян заявил, что «бизнес должен быть последовательно отделен от государственной системы и власти».

После этого заявления Сержа Саргсяна прошло более двух лет, и сегодня омбудсмен Армении утверждает, что в нашей стране чиновники таможенных и налоговых органов продолжают незаконно заниматься бизнесом.

Напомним, действующая при президенте Армении Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц в апреле прошлого года возбудила производство в отношении главы КГД Гагика Хачатряна с целью выяснить наличие конфликта интересов между бизнесами, которые связывают с его именем, и его должностными обязанностями.

После почти месячного расследования комиссия заявила, что компании «Апейрон» и «Мегамоторс» принадлежат детям главы КГД, однако в то же время отметила, что в связи с указанными компаниями Гагик Хачатрян не находится в ситуации «столкновения интересов». То есть, председатель КГД не использовал свое должностное положение для оказания содействия бизнесам, принадлежащим его детям.

Вышеупомянутое производство комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц возбудила на основании заявления Антикоррупционного центра Transparency International.

Сегодня замдиректора Центра Сона Айвазян, отвечая на вопрос о том, как бы она оценила усилия властей в плане последовательного отделения государственной системы от бизнеса, ответила: «Нет институционального подхода к этой проблеме, нет правового подхода. Если даже и были такие случаи, то, вероятно, это были чисто личные проблемы, с целью разрешить разногласия».

Согласно докладу омбудсмена, «КГД не представил ни одного документа, в котором четко были бы указаны таможенные цены на товары и машины и правила их определения. В результате люди не имели возможности спрогнозировать размеры сумм для растаможивания закупленных ими товаров или машин и порядок их определения».

Студент, будущий юрист Сергей Григорян, который вовлечен в судебный спор с КГД в связи с вопросом таможенного оформления автомобиля, импортированного из Японии (Григорян уверен, что КГД растаможило его автомашину по необоснованно высокой цене), сегодня выразил мнение, что эта часть доклада омбудсмена отражает реальность.

«КГД сохраняет нечеткие процедуры закона, демонстрируя весьма произвольный подход, применяет метод контрольных цен, являющийся весьма произвольным, эта информация нигде не видна, и не существует никакого механизма образования контрольных цен. Мы попытались получить информацию по этому поводу, однако нам отказали», - сказал Григорян.

Добавим, что сегодня Комитет госдоходов так и не отреагировал на доклад омбудсмена.