Родители жертв «1 марта» больше не доверяют европейским организациям

Родители жертв «1 марта» проводят акцию протеста перед ереванским офисом Совета Европы, 15 сентября 2011 г.

Глава армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Давид Арутюнян считает, что после опубликования следственным органом доклада по делу о 10 убийствах, имевших место 1 марта 2008 года, расследование будет продолжено.

«Считаю, что эти явления взаимосвязаны друг с другом. Доклад публикуется, чтобы общественность была осведомлена о том, какие шаги предпринял следственный орган, каковы проблемы, с которыми он столкнулся, принимая во внимание тот факт, что прошло довольно длительное время, однако существенного прогресса нет. Что касается того, должно ли расследование после этого прекратиться, то нет, конечно же, нет», - отвечая на вопрос Радио Азатутюн, сказал Арутюнян.

Напомним, что на прошлой неделе ПАСЕ приняла резолюцию, согласно которой, необходимо, чтобы следственный орган опубликовал до конца 2011 года окончательный или, по крайней мере, промежуточный доклад.

Бывший член группы по сбору фактов, адвокат Седа Сафарян в беседе с Радио Азатутюн высказала недоумение по поводу того, какой доклад должен опубликовать следственный орган. По словам адвоката, это не дело следственного органа, по закону подобные полномочия за ним не закреплены. Сафарян отметила, что вместо написания доклада следственный орган должен направить в суд обвинительное заключение.

По словам адвоката, в ходе расследования дел оппозиционеров, обвинявшихся в связи с событиями 1 марта, Специальная следственная служба очень часто обвиняла адвокатов в политизировании вопроса. Адвокат задается вопросом: какой доклад должна представить Специальная следственная служба, избежав при этом политической мотивации?

Саркис Клоян, отец убитого во время событий 1 марта Гора Клояна, в беседе с Радио Азатутюн выразил убеждение, что идея публикации следственным органом доклада преследует цель обеспечения формальности. По его словам, если бы власть позволила, следственный орган давно бы раскрыл убийства «1 марта», и никому и в голову не пришло бы публиковать доклад, особенно в том случае, когда с момента распоряжения президента Сержа Саргсяна о придании нового импульса расследованию по делу «1 марта» прошло около 6 месяцев.

«Серж Саргсян формально придал новый импульс, а потом сказал - смотрите, не раскрывайте это дело… Они убили наших детей, они ведь сами себя не осудят», - сказал Саркис Клоян.

Мать Гора Клояна Азатуи Клоян заявила, что после резолюции ПАСЕ они окончательно разочаровались.

«Я лелеяла надежду, что хотя бы для успокоения совести что-то будет раскрыто и будут осуждены те, кто пролил безвинную кровь моего ребенка. Но выясняется, что все это ложь, нас обманывают. Мы встречались с [комиссаром ЕС по правам человека Томасом] Хаммарбергом, [содокладчиком по вопросу Армении Мониторинговой комиссии ПАСЕ Джоном] Прескоттом. Они дали нам большие обещания, что [убийства] будут раскрыты… Но выходит, что это ложь, и они нас обманывают. Они сотрудничают с властями, этот театр, все это носит формальный характер. Так что, я уже полностью разочарована, не верю, не доверяю ни властям, ни Совету Европы», - сказала Азатуи Клоян.

Напомним, что глава Центра правовой поддержки оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Гагик Джангирян на днях в беседе с Радио Азатутюн, касаясь принятой ПАСЕ резолюции N1837, заявил, что за этим стоит грязная сделка, потому что «в вопросе убийств, в вопросе кровопролития предоставление этим властям подобных извилистых возможностей избежать раскрытия убийств 1 марта может быть только и только в результате сделки, ничего другого».

Глава делегации Армении в ПАСЕ Давид Арутюнян сегодня заявил, что это заявление представителя АНК следует рассматривать в контексте политической борьбы.

По оценке члена армянской делегации в ПАСЕ Заруи Постанджян, документ, принятый в ПАСЕ, свидетельствует о фактических результатах деятельности оппозиции.

«Если мы говорим о сделке, то, в первую очередь, мы должны сказать: а что сделали мы для того, чтобы такой документ не был принят?» - сказала Постанджян.