Обзор прессы за 3 марта

Газета «Чоррорд инкнишханутюн» пишет: «Итак, Армянский национальный конгресс (АНК) предъявил властям требования из 15 пунктов и поставил четкий срок – до 15 марта. И сегодня многие задаются вопросом: «А что дальше?» То есть, люди не верят, что власти выполнят эти требования и заранее думают об их дальнейших шагах. Но перед тем как делать предположения, стоит проанализировать 15 требований АНК и попытаться понять, реальны они или нет. Проблема именно в том, что часть этих требований власти выполнить в состоянии, а другую – нет. Например, они очень легко могут освободить политзаключенных, прекратить полицейский «беспредел», отменить решение о запрете уличной торговли, пересмотреть ставки таможенного оформления автомобилей, повысить зарплаты и пенсии, и т.д. Но раскрыть преступление «1 марта» и наказать виновных или отправить в отставку ряд ключевых должностных лиц (начиная c премьер-министра) они не могут».

Председатель временной парламентской комиссии по расследованию событий 1 марта Самвел Никоян дал интервью газете «Айоц ашхар». Журналист спрашивает: «Случайно ли, что Тер-Петросян требует освободить людей, «осужденных за политические взгляды и деятельность», до визита содокладчиков Совета Европы?» Никоян отвечает: «Число лиц, осужденных за совершение нарушений в ходе событий 1 марта и до сих пор досрочно не освобожденных, значительно сократилось. Но и в этом случае радикалы не делают соответствующих выводов из проявленной властями доброй воли, а еще больше ужесточают стиль разговора на языке ультиматумов, чтобы по возможности помешать и затянуть освобождение остальных. В случае каждого нового освобожденного они спешат заявить, что это результат не снисходительности и терпимости властей, а следствие их давления».

Корреспондент газеты «Жаманак» побеседовал с директором центра Евразия Атлантического совета США, бывшим послом США в Турции и Азербайджане Россом Уилсоном. Журналист спрашивает: «Недавно посол США в Азербайджане Мэтью Брайза сказал, что переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта не находится в тупике. Похоже, вы более пессимистичны – чем обусловлен оптимизм Брайзы?» Ответ: «Я не хочу противоречить послу. Он выражает политику США и подчеркивает, что решение конфликта пока что возможно. Думаю, переговоры заморозились за последние 6-7 лет. Визиты высокопоставленных лиц свидетельствуют о том, что процесс надо продолжать и надо достичь успеха». Вопрос: «Экспертные круги, в отличие от многих американских должностных лиц, обвиняют администрацию Обамы в том, что он бросил регион на полное усмотрение России. Вы разделяете это мнение?» Ответ: «Я по другим поводам говорил, что США должны быть более активны в странах бывшего СССР. Включая Южный Кавказ. Мы должны быть больше вовлечены в регион. Что касается Карабаха, то я уже сказал, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ систематизировали переговоры. Россия особенно активна была в последние 1-2 года. Но из американских и европейских источников я знаю, что сопредседатели работают сообща, и Россия не в одиночку регулирует процесс».