Серж Саргсян: «Признание Карабаха будет в том случае, если Азербайджан начнет боевые действия»

Президент Армении Серж Саргсян

«Мы не можем признавать ни Абхазию, ни Осетию, ни Косово, не признавая Нагорно-Карабахскую республику», - в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отметил президент Армении Серж Саргсян.
«Для нас Абхазия, Осетия, Косово имеют, конечно, больше прецедентное значение. Но если мы признаем их независимость, нас просто не поймут. Тогда возникает вопрос – а почему не признать Нагорно-Карабахскую республику? А признание Карабаха будет для нас последним шагом. Мы не признаем Нагорно-Карабахскую республику де-юре, потому что ведем переговоры. Если признаем, то какой смысл вести переговоры? Признание Нагорного Карабаха будет в том случае, если Азербайджан начнет боевые действия», - сказал Саргсян.

Касаясь одной из самых болезненных проблемах в армяно-грузинских отношениях – отсутствия официального статуса у Армянской Апостольской церкви в Грузии, Серж Саргсян высказал осторожный оптимизм: «Это сложный вопрос, этот вопрос имеет историю. Сегодня в Грузии официально зарегистрирована единственная религиозная община – Грузинская православная церковь. Но я уверен, что в любом случае – и я не думаю, что это будет в отдаленном будущем – этот вопрос будет решаться. Во-первых, мы об этом всегда говорим с президентом Грузии. Во-вторых, у Грузии есть международные обязательства. Грузия вошла в Совет Европы именно с такими обязательствами. Поэтому я настроен оптимистически».

Президент Армении также оптимистично настроен и в вопросе возможной продажи грузинского отрезка газопровода «Север-Юг» Государственной нефтяной компании Азербайджана.

«На официальном уровне нас все время заверяют, что власти Грузии не намереваются продавать ни трубопровод, ни другие инфраструктурные составляющие. Но даже в случае продажи в любом случае Грузия будет иметь международные обязательства, в которых очень четко написано, что да, мы имеем право на транзит, и этот транзит оплачивается. Это не так, что грузины нам делают доброе дело и разрешают через свою территорию провести газ. Мы за это платим 10 процентов. Если тысячу кубических метров газа мы покупаем, допустим, по 180 долларов, это означает, что мы за транзит платим 18 долларов. Это очень большая цена. Тогда [в случае продажи] мы должны будем работать по другим канонам, мы должны тогда заключить договор, платить. И эта плата будет гораздо ниже, чем 18 долларов», - сказал президент Армении, в то же время выразив надежду, что «дело до таких вещей дойдет».

«Я думаю, что руководство Грузии понимает важность этих вопросов для Армении», - заявил Серж Саргсян.

Отвечая на вопрос по поводу последних разоблачений WikiLeaks, касающихся Армении, президент Саргсян опроверг утверждения о том, что официальный Ереван продавал Ирану оружие.

«Даже в WikiLeaks не было таких утверждений. Там был упомянут один случай, который на самом деле был: каким-то образом из Армении несколько одноразовых гранатометов попали в Иран. Якобы из-за этих гранатометов пострадали военнослужащие, которые несли службу в Ираке. Кстати, там был и армянский контингент. Я скажу, что никогда Армения не перепродавала и не продавала оружие Ирану. У нас с Ираном нет и никогда не было военно-технического сотрудничества», - отметил президент Армении.