Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Жозеп Боррель в ходе двухдневного визита в Тбилиси отверг предположение, высказанное одним из журналистов на его совместной пресс-конференции с грузинским премьером Ираклием Гарибашвили, что отказ ЕС предоставить кавказской стране статус кандидата в члены Европейского Союза "будет воспринят грузинским народом как оставление Грузии Европой".
Глава европейской дипломатии призвал ни при каких условиях не верить, что Европа когда-либо оставит Грузию: "Не вы нас умоляете принять, а мы хотим вас принять", — подчеркнул Боррель, но тут же добавил, что для дальнейшего продвижения по пути интеграции в ЕС Тбилиси необходимо выполнить двенадцать рекомендаций Европейской комиссии, которые были обнародованы ещё в прошлом году, когда Тбилиси получил от Брюсселя "европейскую перспективу".
Жозеп Боррель констатировал, что грузинское руководство пока выполнило лишь три рекомендации, а реформы в области судебной системы, защиты прав человека, медиаплюрализма и прекращения поляризации до сих пор не осуществлены в полной мере.
Впрочем, верховный представитель ЕС одновременно дал понять: до октября, когда Брюссель опубликует промежуточный доклад о выполнении Грузией европейских рекомендаций, тем более до жекабря, когда Европейская Комиссия примет решение о статусе, "ещё есть время".
Кроме того, Гарибашвили открыто выразил обиду, что в прошлом году ЕС предоставил Украине и Молдове статус полноценного кандидата, а Грузии всего лишь "перспективу", несмотря на успехи в осуществлении проевропейских реформ. "Наша страна была лидером по реформам в тройке Грузия. Украина, Молдова", — безапелляционно подчеркнул глава кабмина.
Отвечая на эту претензию, Жозеп Боррель напомнил грузинскому лидеру: у всех государств "есть свои особенности и они разные". Верховный представитель ЕС тут же мягко раскритиковал грузинское руководство за восстановление прямых авиарейсов с Россией, но похвалил за строгое соблюдение западных санкций против Москвы.
После пресс-конференции Жозеп Боррель посетил так называемую линию оккупации у административных границ самопровозглашённой Южной Осетии, где встретился с сотрудниками и руководством миссии наблюдателей ЕС, размещённых в регионе после российской агрессии 2008 года.