Пять вопросов о нуждах Украины и о том, откуда ждать денег стране.
Сколько денег нужно Украине?
Лидеры США и Европейского союза бросили свои силы на создание поддержки для оказания экономической помощи Украине, так как обеспокоены тем, что Москва может прекратить выплаты дальнейших траншей из кредитной линии в 15 миллиардов долларов, обещанной стране еще при Викторе Януковиче.
Но сколько средств понадобится новому правительству Украины, пока не установлено. Исполняющий обязанности министра финансов Украины Юрий Колобов заявил 24 февраля, что страна надеется на получение примерно 35 миллиардов долларов в период с 2014 по 2015 год.
Высшие должностные лица Европейского союза воздержались от указания конкретных сумм. Экономический комиссар Евросоюза Олли Рен заявил 23 февраля, что финансовая помощь должна «измеряться в миллиардах, а не в сотнях миллионов» долларов.
В этом году Украине необходимо выплатить примерно 12 миллиардов долларов из 73 миллиардов внешнего и внутреннего долга.
Откуда могут прийти деньги?
Основная часть средств будет поступать из Международного валютного фонда (МВФ) и других международных финансовых институтов, а также возможных дополнительных кредитов от Европейского союза и стран Запада.
23 февраля министр финансов США Джек Лью призвал Киев как можно скорее начать переговоры с МВФ. Он также заявил, что Вашингтон готов «смягчить» для рядовых украинцев последствия экономических реформ, необходимых для получения кредитов МВФ.
Точно так же главный финансовый министр Великобритании Джордж Осборн заявил, что его страна готова помочь по каналам МВФ и Евросоюза. Другие тяжеловесы Европейского союза, такие как Германия и Франция, как ожидается, сделают то же самое.
Но любые крупномасштабные программы помощи МВФ и Запада будут предоставляться с условиями, выполнение которых, похоже, будет нелегким для Киева.
Что должна сделать Украина, чтобы получить деньги?
МВФ еще при Викторе Януковиче, когда обсуждался кредит в 15 миллиардов долларов, предъявил жесткие требования к экономическим реформам.
Жесткие реформы — также требуемые Евросоюзом — были одной из причин отказа Януковича от запланированного с Брюсселем соглашения об ассоциации. Вместо этого он принял помощь из Москвы, положив тем самым начало революции, которая свергла его.
Экономист вашингтонского Института Петерсона Андерс Ослунд говорит, что любая новая финансовая помощь, вероятно, будет вынуждать Киев принять политически непопулярные шаги:
— Поддержка местного и зарубежного финансирования Украины означает, что надо будет позволить обменному курсу немного упасть, вероятно до 10 гривен за доллар. К данному моменту (валюта) уже таким образом прошла полпути, но она должна пойти еще дальше. Другой частью станет сокращение дефицита бюджета, и это требует, во-первых, снижения государственных расходов и, во-вторых, упразднения губительных предпринимательских субсидий.
Отмена предпринимательских субсидий включает сокращение Киевом крупных дотаций на цены за природный газ для украинских домовладений и промышленных предприятий.
МВФ рассчитал, что сумма, которую Киев заплатил в виде субсидий, эквивалентна примерно 7,5 процента ВВП страны в 2012 году, так что украинцы заплатили в три-пять раз меньше за газ, чем их соседи в странах Балтии и Польше. Предыдущие украинские правительства не желали уменьшения субсидий, так как программа дешевого газа пользуется популярностью.
Вопрос теперь в том, сможет ли новое правительство убедить общественность проглотить горькую пилюлю потери субсидий на газ, для того чтобы получить новые кредиты от МВФ и Запада.
Могут ли МВФ и Запад облегчить кредитные условия для Украины?
МВФ и западные чиновники должны будут сбалансировать два фактора, отвечая на этот вопрос.
Международные финансовые институты хотят предложить поддержку Киеву в попытке восстановить политическую и финансовую стабильность страны. И западные правительства хотят поддержать усилия по созданию демократии в Украине и приблизить ее к Европейскому союзу.
Но кредиторы также знают, что основные реформы необходимы не только для того, чтобы наладить экономику страны, но и для защиты любых новых вливаний денег от их потери из-за коррупции, разворовывания активов и неэффективности, которая отличает большую часть экономики Украины сегодня.
— С прошлым режимом президента Януковича безусловно необходимо было иметь очень жесткую позицию, потому что, во-первых, он был очень ненадежным человеком, который любит играть в покер. С этим новым правительством, когда оно формируется, я думаю, есть ощущение (в Брюсселе), что, возможно, не должны быть настолько жесткими, но всё же, в конце концов, Украина нуждается в реформах, и эти деньги должны идти по назначению, — говорит аналитик Центра европейской политики в Брюсселе Аманда Пол.
Могут ли западные страны позволить себе помощь Украине?
Это тоже вопрос, на который странам Европейского союза и США придется ответить путем взвешивания двух факторов.
Первый — их собственные экономические потребности, поскольку они продолжают выбираться из жесткой рецессии. Правительство Соединенных Штатов только сейчас начинает облегчать вливание денег в экономику. В Европе же некоторые государства — члены ЕС по-прежнему стараются изо всех сил выжить под режимом жесткой экономии.
Но Аманда Пол говорит, что необходимость наличия стабильной Украины, граничащей с Европейским союзом, и желание признать жертвы, принесенные украинцами во имя их мечты о европейском будущем, скорее всего подвигнут западных лидеров на продвижение в данном направлении:
— С точки зрения Брюсселя и руководства ЕС, я бы сказала, что они, вероятно, ощущают предоставление денежных средств практически как обязанность, учитывая то, через что только что прошли наши соседи в Украине — люди умирали за свободу и, надеюсь, за европейское будущее. Если они проявят скупость и скажут: «Ну, у нас нет денег», думаю, это пошлет очень негативный сигнал.
В подготовке материала участвовали Чарльз Рекнагель и Алиса Вальсамаки.
Радио Азаттык