Ссылки доступа

Масштабы теневой экономики в Европе растут


Пассажиры в здании терминала аэропорта в Лиссабоне во время 24-часовой всеобщей забастовки. 14 ноября 2012 года.
Пассажиры в здании терминала аэропорта в Лиссабоне во время 24-часовой всеобщей забастовки. 14 ноября 2012 года.
Юсуф Ахмик живет в боснийском городе Тузла. Он работает сдельно - выкладывает плитку в ванных комнатах по пять с небольшим долларов за квадратный метр. Эту работу он получает лишь тогда, когда его друг – сантехник зовет на помощь.

В эти трудные времена, когда он едва может прокормить семью, он не может позволить себе расходы на регистрацию, чтобы получить лицензию предпринимателя.

- Это государство ни на что не годится; оно только берет и ничего не отдает взамен, - говорит Ахмик. - Нет интереса (для предпринимателей), поэтому я останусь незарегистрированным. Если они поймают меня, что я могу поделать? Я не могу изменить ситуацию. Я уже в ней, - говорит босниец.

Ахмик - из растущего числа людей, которые спасаются от экономического кризиса в Европе, укрывая свои доходы от налоговых органов. Платежи осуществляются наличными, квитанции не выдаются, доходы декларируются лишь частично или вообще не указываются.

«ТЕНЕВЫЕ» 2,8 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

По данным межбанковской службы кредитных карт Visa Europe, теневая экономика в Европе с 2007 по 2011 годы выросла на пять процентов - это последние доступные данные. Суммарная величина теневой экономики в 2011 году, указанная в исследовании, составляет около 2,2 триллиона евро (2,8 триллиона долларов). Речь при этом не идет о преступной деятельности, как наркоторговля или ограбления.
Столкновения протестующих с полицией в Испании во время общенациональной забастовки. Валенсия, 14 ноября 2012 года.
Столкновения протестующих с полицией в Испании во время общенациональной забастовки. Валенсия, 14 ноября 2012 года.

Фридрих Шнайдер из Университета Иоганна Кеплера в Австрии, ведущий эксперт по теневой экономике, говорит, что наибольшая доля теневой экономики приходится на Центральную, Восточную Европу и Средиземноморье.

- В Восточной Европе - это Болгария и Румыния в связи с их системами плохого управления и высоким уровнем коррупции, которые являются обычным явлением также и в Греции, - отмечает Шнайдер.

По оценкам Всемирного банка, в сентябре 32 процента экономической активности Болгарии в этом году находилось «в тени», а в Румынии 29 процентов. Можно сравнить эти показатели с семью процентами в Австрии.

УРОН

Люди уходят в теневую экономику, когда считают, что больше не могут выживать в легальной экономике. Они спасаются от слишком высоких налогов или затрат на бизнес.

Теневая экономика лишает правительства огромных налоговых поступлений. Доходы людей растут, а возможности правительства снизить суверенные долговые проблемы уменьшаются.

В некоторых странах, таких как Италия, доля теневой экономики достаточно велика. Так что если только ее одну подвергнуть налоговому обложению, то можно было бы быстро решить проблемы суверенного долга.

Уклонение от уплаты налогов, как сообщается, стоит казне Италии примерно 340 миллиардов долларов в год. Если их ежегодно собирать сполна, то правительство могло бы заплатить 2,6 триллионов долларов долга менее чем за восемь лет.
Италии или любому другому европейскому правительству вряд ли доведётся когда-либо увидеть столь неожиданный доход. Чтобы полностью обложить налогом все скрытые доходы теневой экономики, потребуются драконовские меры – чего правительство, избранное демократическим путем, обычно не может себе позволить.
Демонстранты перед зданием итальянского парламента с флагами профсоюзов бастуют против правительственных мер жесткой экономии. Рим, 12 декабря 2011 года.
Демонстранты перед зданием итальянского парламента с флагами профсоюзов бастуют против правительственных мер жесткой экономии. Рим, 12 декабря 2011 года.

Правительства должны попытаться извлечь уроки из своих скрытых экономик, говорят некоторые эксперты.

- Урок для правительства - не пытаться резко принимать жесткие меры против теневой экономики, потому что, в конце концов, вы хотите, чтобы люди покупали товары и услуги, - считает экономист лондонского института Legatum Далибор Рогач. - Правильный ответ заключается в снижении операционных затрат в формальной экономике и переводе этих операций в формальный сектор.

Многие люди, которые работают в теневой системе, в действительности предпочитают вернуться к легальной экономике, если могут себе это позволить.

Теневая экономика лишает возможности использовать услуги формальных секторов и учреждений, которые ускоряют и упрощают ведение бизнеса. Нормы стандартов на качество продукции и технику безопасности игнорируются. Споры между партнерами регулируются вне суда, иногда с применением силы.

Ахмик говорит, что хотел бы зарегистрировать свой малый бизнес и работать легально, но сомневается, что это произойдет в ближайшее время:

- Люди, которые находятся в том же бизнесе, сказали, что мне нужно несколько тысяч боснийских марок (эквивалентно нескольким тысячам долларов), и оформление многих документов, чего я не могу сделать, - сетует Юсуф Ахмик.

Статья написана на основе материала, который подготовили журналисты Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» Чарльз Рекнагель, Майя Николич.
XS
SM
MD
LG