ВЗГЛЯДЫ НА КАЗАХСТАН
Во время неформального Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» 29 августа юная студентка выразила беспокойство по поводу «роста национализма» в Казахстане. Она спросила, стоит ли ожидать развития украинского сценария в Казахстане, если президент-ветеран Нурсултан Назарбаев покинет свой пост, и какова будет стратегия Кремля в этом случае.
В своем ответе Владимир Путин подчеркнул важность Казахстана как стратегического партнера и щедро похвалил Нурсултана Назарбаева как мудрого лидера, который думает о будущем своей страны. Он сказал, что Нурсултан Назарбаев, возможно, является самым грамотным из всех лидеров постсоветских стран.
Однако часть его ответа вызвала беспокойство в Казахстане.
«Он [Назарбаев] совершил уникальную вещь. Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности. Он создал его. В этом смысле он — уникальный человек на постсоветском пространстве», — сказал Путин.
Далее Путин похвалил философию «евразийской идеи» и заявил, что казахстанцы ее поддерживают и видят выгоду в том, чтобы «оставаться на пространствах большого русского мира».
Этот аспект является особенно деликатным, поскольку Казахстан является ключевым партнером России и входит в состав Таможенного союза под лидерством России. Более 20 процентов населения страны являются этническими русскими, которые составляют большинство или значительную часть во многих северных регионах страны.
ОТРАЖЕНИЕ СОЛЖЕНИЦЫНА?
Эксперт по делам России Мириам Эльдер написала в статье на BuzzFeed, что этот ответ Владимира Путина и другие утверждения, которые он делал в прошлом об Украине, отражают некоторые из аргументов, представленных лауреатом Нобелевской премии Александром Солженицыным в очерке 1990 года под названием «Как нам обустроить Россию?».
Национализм Александра Солженицына о Великой России, основанный на православии, «ранее привел к тому, что его посчитали устаревшим, но сейчас он всё более входит в моду», пишет Мириам Эльдер.
Солженицын был уверен в фундаментальном единстве белорусского, украинского и русского народов — трех ветвей, которые были исторически разделены «монгольским нашествием и польской колонизацией».
«Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, «откуду русская земля стала есть», по летописи Нестора», — пишет Солженицын.
Он считал: «В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья».
«Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как Воссоединение», — пишет он.
Он признал страдания украинцев при советской власти, но говорил, что это не повод «отрубить Украину», и особенно «ту, где сроду старой Украины не было… как Новороссию, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря». Если использовать современную российскую риторику, Александр Солженицын считал, что если Украина будет независимой, то этим регионам нужно позволить «самоопределение».
Однако он четко выступал за союз России и Украины.
«Сегодня отделять Украину — значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие — смешанного происхождения; сколько смешанных браков — да их никто «смешанными» до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими», — писал Солженицын.
Всё это «полностью применимо» и к Беларуси, считает он.
В то же время Солженицын критиковал советские амбиции добиться русского доминирования над нерусскими нациями, говоря, что это «истощит русское национальное ядро».
Он предлагал немедленно прервать связи с тремя Прибалтийскими странами, Молдовой, тремя странами Южного Кавказа и всеми центральноазиатскими странами, кроме Казахстана. У России нет сил, чтобы контролировать империю, и попытка это делать только «ускорит нашу гибель», писал он.
И В ГРОБ СХОДЯ БЛАГОСЛАВИЛ
Несмотря на то, что он наиболее известен своим разоблачением ГУЛАГа, советской системы лагерей, и ярыми антикоммунистическими взглядами, Александр Солженицын приветствовал приход к власти Владимира Путина в 1999 году и хвалил его за возрождение национальной гордости России.
В 2007 году Владимир Путин посетил больного Солженицына у него дома и вручил ему государственную награду за гуманитарную деятельность.
В нашумевшей статье «Как нам обустроить Россию?», опубликованной в последние дни СССР, Солженицын критикует необдуманную пограничную политику советской власти, которая, по его словам, навредила традиционной «Руси». Он выступал за «Российский союз» в составе Украины, Беларуси, России и населенных этническими русскими частей Казахстана.
Эта статья вызвала бурю протестов в Казахстане в то время, имя Солженицына во многих казахских СМИ сопровождалось тогда негативными замечаниями.
В подготовке материала участвовали Роберт Коалсон и Анна Клевцова.