Сопредседатель Координационного совета армянских организаций Франции Мурад Папазян в интервью «Азатутюн» рассказал, как при посредничестве президента Франции Эммануэля Макрона был решен вопрос запрета на его въезд в Армению.
Папазян, который также является членом Бюро АРФ Дашнакцутюн, в июле 2022 года не смог въехать в Армению. Служба национальной безопасности (СНБ) Армении тогда отказалась объяснить причины запрета, ограничившись лишь двумя словами: «нежелательное лицо». В результате его депортировали во Францию.
Спустя два года, в феврале 2024-го, во время визита Пашиняна в Париж Папазян смог задать ему этот вопрос в присутствии Макрона. Тогда премьер-министр Армении находился во Франции на церемонии перезахоронения останков национального героя Франции Мисака Манушяна.
«Президент Макрон организовал ужин в Елисейском дворце и сказал мне: «После ужина представь свои проблемы премьер-министру Пашиняну». Я ответил: «Хорошо». В ходе этой встречи, с присутствием переводчика, я спросил: «Господин премьер-министр, можете объяснить, почему запретили мне въезд в Армению?» Он ответил: «Я запретил твой въезд в Армению». Президент Макрон был там, переводчик тоже», — рассказал Мурад Папазян.
По словам Папазяна, Пашинян объяснил свой запрет тем, что Папазян организовал против него акцию протеста в Париже 1 июня 2021 года.
«Я сказал: «Нет, я не организовывал»».
Хотя Папазян отрицал свою причастность к этой акции, он подчеркнул, что в демократических странах митинги — нормальное явление, и во Франции у него есть такое право, за которое не наказывают. Он напомнил, что во время революции 2018 года сам Пашинян организовывал акции протеста, перекрывал улицы и захватывал здание Общественного радио.
«Перед президентом Франции премьер-министр Армении признает, что это он принял решение. Причем не на основании закона, а потому, что я организовал протест. Он говорит, что является и законом, и правосудием: «Я решаю, кому запрещать въезд в Армению».
До встречи с Пашиняном Папазян подал в суд на СНБ Армении, требуя отменить запрет. Он утверждает, что за 16 месяцев судебного разбирательства СНБ так и не представила обоснование для своего решения. В январе 2024 года суд отменил запрет. Однако, пока СНБ решала, подавать ли апелляцию, вмешался Макрон.
«Макрон сказал ему: «Теперь, когда Мурад выиграл суд, не подавай апелляцию». Пашинян тянул с ответом, было видно, что он недоволен. Тогда Макрон сказал мне: «Останься здесь, я пойду и поговорю с ним». Он вернулся и сказал: «Я сказал Пашиняну, чтобы он не подавал апелляцию, потому что ты выиграл суд».
Затем, по словам Папазяна, Пашинян сам подошел к нему:
«Выиграл суд?» – спросил он.
«Да, господин премьер-министр, но у вас еще есть 24 часа, чтобы подать апелляцию», – ответил я.
«Сейчас свяжусь с СНБ и скажу им, чтобы они не подавали», – сказал Пашинян».
«НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ТАКОЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В АРМЕНИИ»
Папазян отметил, что если бы не вмешательство Макрона, СНБ наверняка подала бы апелляцию. По его словам, по другим делам о запрете въезда для его соратников СНБ уже подала апелляции.
«Я знал, что являюсь persona non grata в Турции и Азербайджане — если я туда поеду, меня сразу посадят в тюрьму. Но я никогда не мог представить, что режим в Армении дойдет до этого».
Судебное дело Папазяна недоступно из-за закона о защите персональных данных.
«Азатутюн» обратился в аппарат премьер-министра с просьбой разъяснить, действительно ли Пашинян дал указание СНБ не подавать апелляцию. Ответа пока нет.