«Путин в 2020 году признал Арцах частью Азербайджана», — заявил заместитель председателя правления партии «Гражданский договор» Ваге Алексанян, комментируя заявление второго президента Армении Роберта Кочаряна, что после 2020 года пражское соглашение стало фатальным, так как Армения признала территориальную целостность Азербайджана и тем самым обнулила посредническую роль России.
«А когда Россия в Праге заявляла что-то иное, чем мы? Разве президент России Путин в 2020 году не объявил, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана? Объявил, не так ли? То есть все должны были это заявлять, а Армения должна была продолжать утверждать обратное, армянские солдаты должны были продолжать погибать, Армения должна была втянуться в войну? Ради чего? Ради того, чтобы в конечном итоге произошло то, ради чего Кочарян все это делает — чтобы Армения стала союзным государством или частью Российской Федерации?» — заявил Алексанян.
На замечание «Азатутюн», что решение Армении признать территориальную целостность Азербайджана не повлияло на действия России в контексте Арцаха, Алексанян ответил:
«По моему восприятию, совершенно очевидно, что действия России вообще никак не зависели от того, что говорила или не говорила армянская сторона. Россия имела свою политику, свою стратегию, в которой, как мне кажется, изначально было заложено полное возвращение Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана».
Что касается заявления Кочаряна о том, что его политическая сила примет серьезное участие в выборах 2026 года, Алексанян отметил:
«Я думаю, что эпитет “серьезный” больше не применим ни к нему, ни к его политической силе».
«Когда мы говорим “оппозиция нашей мечты”, это не значит, что мы спим и видим Кочаряна в роли оппозиции. Просто есть разные уровни сложности, как в компьютерных играх — легкий, средний. В их случае это легче легкого. Играя на самом низком уровне сложности, не получаешь удовольствия. Честно говоря, эта пресс-конференция произвела на меня большее впечатление не как выступление бывшего президента Армении, а как брифинг представителя МИД России», — подчеркнул зампред КП.
На замечание, что Кочарян не удивится, если премьер Армении сменит риторику и снова начнет тостовать за “вековую армяно-российскую дружбу”, Алексанян ответил:
«Думаю, что структура, на которую работает Кочарян, давно себя дискредитировала в плане достоверных прогнозов».
«Что касается его обвинений, то если переговорный процесс был таким успешным, как он его представляет, то почему за две недели до революции Серж Саргсян заявил в парламенте, что переговоры не внушают оптимизма и он не исключает, что Азербайджан решит вопрос военным путем?» — добавил Алексанян.
На вопрос, не считает ли он, что заявления Никола Пашиняна приблизили войну, Алексанян ответил:
«На тот момент действующий премьер Серж Саргсян заявил, что переговорный процесс зашел в тупик, не внушает оптимизма, и он не может исключить, что Азербайджан пойдет по пути силового решения. Что могло быть еще более весомым предупреждением? Человек фактически анонсировал войну, а через две недели ушел в отставку под давлением народа».