«На официальном уровне армяно-российские отношения сегодня сложные», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Об этом глава российской дипломатии сказал на пресс-конференции в Москве, подводя итоги событий 2024 года.
Говоря о новых событиях 2025 года, Лавров затронул ожидаемое подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между Ереваном и Вашингтоном.
«Главное не то, что именно подписываешь или как называется документ, а то, что из этого следует. Мы тоже заключали договоры о стратегическом партнерстве с рядом западных стран. Но в этих документах мы не требовали от участников выступать против третьих государств. В современную эпоху никогда не писали: “Мы стратегические партнеры, значит, ты должен присоединиться к санкциям”. Сейчас, однако, такие требования предъявляют, например, Сербии. И Армении, возможно, тоже предъявят», — отметил Лавров.
Об отношениях Армении с ЕС
Комментируя решение правительства Армении о начале процесса вступления в ЕС, Лавров повторил предупреждения Москвы, сделанные на прошлой неделе: «Либо ЕС, либо ЕАЭС».
«Наш вице-премьер Алексей Оверчук, опытный человек, прямо сказал, что ЕС и ЕАЭС несовместимы. Это две разные зоны свободной торговли с разными системами снижения или отмены пошлин. Они не совпадают», — подчеркнул глава МИД России.
При этом Лавров отметил, что сближение с ЕС — это право Еревана, однако армянское руководство должно тщательно просчитать все последствия своих шагов.
«Безусловно, это суверенное решение легитимного руководства Армении — начать процесс вступления в любой союз, где их ждут. Но расчет всех плюсов и минусов также лежит на правительстве и экономическом блоке Армении», — заявил Лавров.
Отношения Еревана с ОДКБ
Сергей Лавров также прокомментировал отношения Еревана с ОДКБ, повторив позицию Москвы о том, что после сентябрьских столкновений 2022 года организация не могла дать четкую политическую оценку из-за неопределенности границы между Арменией и Азербайджаном.
«Президент Путин многократно возвращался к этой теме. Делимитированной границы, тем более демаркации, никогда не было. Три километра в одну сторону, два километра в другую. Да, там тогда происходили перестрелки. Наблюдательная миссия ОДКБ, от которой Армения отказалась, могла бы быть очень эффективной. Но вместо этого туда была приглашена миссия ЕС. Сначала она была приглашена на два месяца, но затем армянская сторона в одностороннем порядке изменила первоначальные условия, сделав миссию бессрочной. Затем подключилась Канада, что придало миссии элемент присутствия НАТО. По нашим данным, наблюдатели ЕС часто занимаются вопросами, которые интересны не столько Армении, сколько различным западным альянсам», — заявил Лавров.
О мирном договоре между Арменией и Азербайджаном
Что касается мирного договора между Арменией и Азербайджаном, то, по словам Сергея Лаврова, Запад пытается необоснованно вмешиваться в переговоры между Ереваном и Баку.
«Теперь я слышал, что Азербайджан и Армения вроде бы достигли договоренности по мирному договору. Понятно, что оставшиеся два вопроса должны быть решены, их обойти нельзя — либо в одну сторону, либо в другую. И сразу ЕС и Еврокомиссия начали заявлять: “Мы сейчас придем и поможем вам”. Это суверенное право Азербайджана и Армении — где подписывать договор, когда согласовывать его условия. Но Брюссель и Вашингтон хотят показать, что все это сделали они», — отметил Лавров.
Несмотря на «сложный» характер двусторонних армяно-российских отношений, глава МИД России подчеркнул, что диалог с Ереваном продолжается. По его словам, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян приглашен в Москву и уже принял это приглашение.
О российско-азербайджанских отношениях
Говоря о российско-азербайджанских отношениях, Лавров подчеркнул их «системный характер», что позволяет эффективно обсуждать самые сложные вопросы. Среди них он упомянул «случайное» уничтожение российского вертолета азербайджанской стороной в 2020 году и авиакатастрофу самолета Баку-Грозный в конце прошлого года.
«Мы высоко оценили то, что наши азербайджанские друзья, учитывая все факторы, сразу поддержали участие России в расследовании авиакатастрофы. В Бразилии состоялась специальная встреча, были вскрыты черные ящики. Их содержимое уже предоставило множество интересной информации, подтверждающей необходимость дождаться полного расследования», — заявил глава российского МИД.