Премьер-министр Никол Пашинян поручил министру иностранных дел провести инвентаризацию документов, связанных с карабахскими переговорами, которые находятся в МИД. После оценки возможности публикации этих материалов с учетом интересов государственной безопасности Армении будет принято решение: публиковать их или нет. Об этом сообщили в аппарате премьер-министра в ответ на запрос «Азатутюн».
В конце прошлого года «Азатутюн» задал Николу Пашиняну вопрос: готов ли он опубликовать официальные документы, касающиеся урегулирования карабахской проблемы, как до его прихода к власти, так и в период его премьерства, чтобы общество могло ознакомиться с фактами и сделать свои выводы без политических спекуляций.
С аналогичным призывом выступали различные общественные деятели. В частности, первый президент Левон Тер-Петросян предложил Николу Пашиняну вместо дебатов опубликовать все документы, связанные с карабахскими переговорами.
Предложение Левона Тер-Петросяна
Тер-Петросян в своем обращении заявил:
«Если ты, Никол, хочешь, чтобы общество знало всю правду о дипломатическом процессе урегулирования карабахского вопроса, предлагаю опубликовать все официально представленные Минской группой планы мира (включая план июня 2019 года) и официальные ответы армянской дипломатии на них. Это будут подлинные дебаты, основанные на фактах. Если ты этого не сделаешь, это еще раз подтвердит, что ты избегаешь правды и пытаешься уклониться от исторической ответственности».
В ответ на это Никол Пашинян указал, что бывшие президенты сами могут опубликовать имеющиеся у них документы:
«Очевидно, что три президента имеют доступ ко всем документам переговоров. Если в них есть что-то, подтверждающее их текущие утверждения, непонятно, почему они не публикуют их. Премьер-министр в своих выступлениях уже представил ключевые эпизоды переговорного процесса».
Вопрос Пашиняна Тер-Петросяну
Никол Пашинян также обратился к первому президенту с вопросом:
«Как вы и ваш бывший заместитель министра иностранных дел Вардан Осканян вели переговоры по карабахскому вопросу, если международное сообщество предлагало для Карабаха только самоуправление в составе Азербайджана?»
Он привел пример заявления, принятого на Лиссабонском саммите ОБСЕ в 1996 году, где было достигнуто следующее консенсусное решение:
«Правовой статус Нагорного Карабаха, отраженный в соглашении, основанном на принципе самоопределения, которое предоставит Карабаху высшую степень самоуправления в составе Азербайджана».
Пашинян подчеркнул, что эта позиция международного сообщества была зафиксирована с единственным исключением — Армения была единственной страной, не согласившейся с этим решением.