В течение последних 24 часов Азербайджан дважды обвинил армянскую сторону в нарушении режима прекращения огня, а Армения дважды опровергла эти заявления. Министерство обороны Армении вчера назвало дезинформацией заявления Баку о якобы обстрелах со стороны армянских войск в направлении Лачина вечером 5 января около 22:00 и днем около 14:00.
Эти обвинения звучат на фоне длительной пассивности в армяно-азербайджанском переговорном процессе.
Согласно заявлению премьер-министра Никола Пашиняна, около 60 дней назад Ереван передал Баку свои предложения по двум несогласованным статьям мирного договора.
И Ереван, и Баку подтвердили, что переговоры сосредоточены на двух несогласованных статьях из проекта соглашения, состоящего из 17 пунктов. При этом стороны довольно открыто говорят о разногласиях. Баку заявлял, что одна из статей касается вывода наблюдателей ЕС с армяно-азербайджанской границы, а другая — исключения юридических споров с Арменией. Ереван в целом не возражает против запрета на размещение третьих сил, но предлагает распространить этот пункт на демаркированные участки границы между Арменией и Азербайджаном.
Ответа от Баку пока нет, как и ясности по вопросу продления срока пребывания наблюдателей ЕС. До окончания миссии остаются считаные дни. Пашинян ранее считал приемлемым взаимный отзыв исков из международных судов в случае подписания мирного договора. Баку, по-видимому, также не отвергает принцип взаимности. Но причины разногласий до конца не ясны.
В одном из интервью в конце года Пашинян вскользь упомянул о реальных перспективах решения «индивидуальных гуманитарных» вопросов. Однако не уточнил, касается ли это 23 армянских пленных, остающихся в Азербайджане, включая представителей высшего руководства.
Один из пяти международных исков Армении против Азербайджана касается именно незаконного задержания армянских граждан и их судебных процессов.
Политолог: подписание договора в этом году маловероятно
Политолог Тигран Григорян, следящий за армяно-азербайджанским процессом, считает маловероятным подписание мирного договора в 2025 году.
«Очевидно, что, помимо разногласий по тексту мирного соглашения, существуют и требования или предварительные условия. Например, Баку настаивает на конституционных изменениях в Армении и роспуске Минской группы ОБСЕ. Они ясно дают понять, что до подписания договора эти процессы должны быть инициированы», — отметил он.