В этом году правительство собрало на полмиллиарда долларов меньше налогов, чем планировалось. Тем не менее, подводя итоги года, министр финансов заверил, что серьезных проблем и недофинансированных программ нет.
«Есть расходы, которые не были выполнены не потому, что мы их сократили, а потому, что они не планировались к реализации. Мы ничего не замораживали и не откладывали, всё запланированное выполнено», — заявил Ваге Ованнисян на пресс-конференции.
Однако подобное утверждение вызывает вопросы. Например, министр не упомянул, что год назад правительство обещало повысить пенсии, или что с середины текущего года должна была заработать система медицинского страхования, оставшаяся лишь на бумаге. На замечания журналистов Ованнисян ответил вопросом: «А если бы мы запустили, и возникли проблемы, что бы вы тогда сказали?»
Министр объяснил, что причина приостановки программы медицинского страхования не в нехватке средств, а в неподготовленности системы:
«Система не готова к запуску, при котором мы могли бы быть уверены, что ваши платежи обеспечат услуги, которых вы ожидаете. Поэтому было решено отложить программу и повысить готовность системы».
При этом Министерство финансов и Министерство здравоохранения находятся всего в 200 метрах друг от друга, и координация работы могла бы занять считаные минуты. Почему же за столько лет не удалось разработать работающую систему?
Еще год назад, на аналогичной пресс-конференции, Ованнисян говорил куда более оптимистично: «Я очень надеюсь, что в течение месяца-двух мы представим окончательно сбалансированную модель».
Спустя 11 месяцев он назвал бессрочную отсрочку программы признаком эффективности:
«Это тоже проявление эффективности: вы не хотите платить за то, в чем потом не будете уверены, получите ли вы соответствующую услугу или нет».
Слово «эффективность» стало ключевым в речи министра.
Даже на фоне недосбора налогов он подчеркивал: «То, что в 2025 году правительство сократит расходы на государственное управление на 4%, уже говорит о том, что мы не боимся выходить из зоны комфорта и демонстрируем стремление к повышению эффективности».
Однако, наряду с заявлениями о сокращении расходов, власти умалчивают о грядущем снижении финансирования социальных программ. Например, с 2024 года будет урезана финансовая помощь в размере 50 тысяч драмов для жителей Арцаха, а также значительно уменьшатся суммы на компенсацию кредитов по различным программам.
В то же время, фонд премий для государственных структур остается неизменным. На вопрос, соответствует ли это понятию эффективности, Ованнисян ответил так же, как и раньше представители властей:
«Зарплаты низкие, без этих премий мы не можем найти работников».
По этой логике, даже депутаты, которые получают чистую зарплату в 600 тысяч драмов и дополнительные 250 тысяч драмов на личные расходы, также испытывают финансовые трудности. Возможно, именно поэтому их поощряют премиями, например, летом, ко Дню Конституции, когда они получили выплаты в размере месячной зарплаты.
На Новый год, однако, премии получат только сотрудники аппарата Национального собрания, а депутаты останутся без дополнительных выплат. Об этом сообщили в парламенте.