«В результате закрытия Лачинского коридора с декабря около 5 тысяч жителей Нагорного Карабаха не могут вернуться, около 30 тысяч жителей Нагорного Карабаха также не могут вернуться. В эту группу входят люди, покинувшие места своего проживания во время войны 2020 года, потому что они перешли под контроль Азербайджана. Но проблема этих людей должна была быть решена», - сказал Пашинян.
Подчеркнув, что Азербайджан не выполняет решение Международного суда от 22 февраля, которое было подтверждено 6 июля, Пашинян отметил, что это также свидетельствует о «кризисе международной правовой системы, поскольку если юридически обязывающее решение суда не выполняется, то могут быть такие последствия».
Отвечая на вопрос о российских миротворцах, премьер-министр Армении отметил, что получается, что миротворческие силы РФ не выполняют миссию, предусмотренную трехсторонним заявлением.
«Это повод для серьезного беспокойства. И, по сути, одной из главных целей присутствия российских миротворцев в Нагорном Карабахе является безопасность гражданского общества, гражданского населения. В данном случае не обеспечивается безопасность, в том числе право на свободное передвижение, и это действительно тревожный факт», - заявил Пашинян.
На вопрос о том, почему российские миротворческие силы фактически передали контроль Азербайджану над Лачинским коридором, связывающем Нагорный Карабах с Арменией, Пашинян ответил так:
«Вы знаете, конечно, мы ведем разговор с нашими российскими партнерами на эту тему. И независимо от этого разговора, конечно, у нас есть свои версии. И когда мы говорим об этих версиях, ряд событий, произошедших в России, также приводят нас к историческим параллелям.
Например, в нашем регионе была такая ситуация. По сути, Россия уже достаточно давно находится в нашем регионе, на Южном Кавказе. Но мы видели ситуации, когда в один день, один месяц или один год Россия просто ушла и покинула Южный Кавказ. Например, сейчас многие наши российские партнеры говорят о том, что западные страны работают с Арменией или подталкивают правительство Армении к принятию мер, направленных на вытеснение России из нашего региона.
Но когда мы разговариваем с нашими российскими партнерами, мы иногда говорим, озвучиваем свое мнение и свою оценку, что мы, наоборот, видим, что Россия сама уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает. По каким причинам, мы не знаем. Мы можем делать замечания, но я не могу предъявлять претензии. Я мог бы предполагать, но сейчас не буду. Но понятно, что упомянутая вами проблема нас очень волнует и интересует, и она не нова. Но есть процессы, которые, конечно, приводят к такой мысли, что может повториться тот же сценарий, что однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет.
Я также вынужден согласиться с вашей формулировкой о том, что Лачинский коридор, который должен был находиться под контролем российских миротворцев, не находится под контролем российских миротворцев. Почему? Причин может быть две: либо Российская Федерация не может, либо не желает сохранять контроль над Лачинским коридором. И то, и другое, на наш взгляд, проблематично».
Отвечая на вопрос о том, является ли передача контроля над Нагорным Карабахом Азербайджану ценой, которую следует заплатить за мир, премьер-министр Армении подчеркнул, что сегодня ситуация в Нагорном Карабахе контролируется избранными представителями Нагорного Карабаха, и там же присутствуют российские миротворцы.
Говоря о взаимном признании территориальной целостности друг друга со стороны Армении и Азербайджана на основании Алматинской декларации, Пашинян подчеркнул, что если этого сделано не будет, то это будет означать, что мира никогда не будет.
На вопрос журналиста: «Какие, по вашему мнению, есть гарантии того, что если Нагорный Карабах перейдет под контроль Азербайджана, Азербайджан прекратит свои территориальные претензии к Республике Армения?», Никол Пашинян ответил так: «Права и безопасность армян Нагорного Карабаха должны быть обеспечены и должны быть гарантии. Что касается вопроса признания территориальной целостности Армении и Азербайджана, то если мирное соглашение не будет иметь таких гарантий, оно будет бессмысленным. И именно по этой причине мы хотим заключить такое мирное соглашение, которое даст упомянутые вами гарантии. С другой стороны, хочу еще раз подчеркнуть, что решение вопросов прав и безопасности армян Нагорного Карабаха в рамках международного механизма чрезвычайно важно с точки зрения достижения мира в нашем регионе».
Касаясь ситуации в Нагорном Карабахе, Никол Пашинян подчеркнул, что это в первую очередь ответственность Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, но с другой стороны, по его мнению, международные партнеры также должны предпринять более активные усилия для того, чтобы мир в регионе стал возможным.
«Но также особенностью современного мира является то, что мир очень мал, и даже небольшие события в одном регионе могут иметь глобальные последствия. В этом плане, конечно, установление мира и стабильности в нашем регионе важно и с точки зрения глобальной безопасности», - подчеркнул армянский лидер.
На замечание журналиста о том, что некоторые территории Армении до сих пор находятся под оккупацией Азербайджана, и вопрос, «чем вы объясните невмешательство России и невыполнение своих обязательств по ОДКБ?» Никол Пашинян ответил так: «Описанная вами ситуация говорит о кризисе».
«Общественность Армении испытала и продолжает испытывать глубокое разочарование в отношении образа действий ОДКБ, думаю, это очевидно. Это также является причиной того, что Армения не ратифицировала и не присоединилась к ряду документов в ходе саммита ОДКБ, состоявшегося в Ереване осенью 2022 года, а поскольку решения в ОДКБ принимаются консенсусом, в том случае никакого решения принято не было», - подчеркнул премьер-министр Армении.
Отвечая на вопрос об армяно-турецких отношениях, премьер-министр Пашинян подчеркнул: «Мы не связываем и не хотим связывать отношения Армения-Турция с отношениями Армения-Азербайджан».
Подчеркнув, что армянская сторона считает важным урегулирование отношений с Турцией, Никол Пашинян сказал: «Это очень важный вопрос для Армении, и в результате моего последнего визита в Анкару и контактов с президентом Турции у меня сложилось впечатление, что урегулирование отношений с Арменией также очень важно для Турции. И я думаю, что здесь тоже есть возможности, но, конечно, есть и сложности. Среди этих сложностей – вот такое вот качество отношений между Арменией и Азербайджаном».