«Неделю назад я встретила ее возле Крытого рынка, мы немного пообщались, у меня даже есть видео с ней, она сообщила друзьям, что за ней следят, ее собираются убить, и она хочет иметь в подъезде своего дома систему безопасности», - рассказала Радио Азатутюн Лилит Мартиросян, которая основала и руководит организацией, защищающей права ЛГБТ-сообщества.
Погибшую трансгендерную женщину звали Адриана. Через несколько часов после убийства полиция задержала подозреваемого на пограничном контрольно-пропускном пункте «Бавра» на армяно-грузинской границе, когда он пытался покинуть страну. По версии правоохранителей, 26-летний мужчина нанес Адриане удары острым колюще-режущим предметом, убив ее, затем с целью сокрытия следов преступления поджег квартиру, а после задержания признался в содеянном. При этом, согласно Следственному комитету, и подозреваемый в убийстве, и жертва родом из одного населенного пункта Армавирской области. Были ли они знакомы и каков был мотив убийства, в Следственном комитете пока не сообщают.
Уголовное дело возбуждено по двум статьям: убийство и повреждение или уничтожение имущества, без учета отягчающих обстоятельств преступления.
«Трансгендеры становятся мишенью по ряду обстоятельств. В основном нападают те люди, которые скрываются, не хотят показывать свою сексуальную ориентацию, которые полны ненависти не только к трансгендерам, но и ко всему ЛГБТ-сообществу», - отметила Лилит Мартиросян, добавив, что будет ждать разъяснений Следственного комитета по поводу мотива убийства, однако почти уверена, что причиной стала гендерная идентичность Адрианы и отличающаяся внешность.
Возглавляемая Лилит организация, ежегодно фиксирует десятки случаев насилия над трансгендерами. По ее словам, атмосфера нетерпимости не имеет границ. «Этого репортажа не хватит, чтобы представить, какая ужасная среда сложилась в Армении, риторика ненависти, отсутствие законов, человек не чувствует себя здесь защищенным, в любой сфере ненависть настолько высока, что люди в виде комментариев поощряют насилие. Я предупреждала, что этот инцидент произойдет», - сказала она.
По словам правозащитницы, она была уверена, что однажды один из случаев насилия может закончиться смертью. После каждого случая насилия они обращаются в полицию, делу дается ход, но, по оценке Лилит, правоохранители часто смотрят сквозь пальцы на случаи насилия в отношении представителей ЛГБТ-сообщества. Она привела пример: в 2018 году другого трансгендера жестоко избили также в собственной квартире, преступника нашли, но он и дня не провел под арестом.
После тянувшегося три года следствия и судебного процесса подсудимый Есаи Каджоян был амнистирован, а представитель потерпевшего обратился в Европейский суд по правам человека. «Они комментируют, что подобных случаев должно быть много, очень хорошо, что такое произошло, просят, чтобы подвергли такому же насилию и других представителей ЛГБТ-сообщества. Это уже говорит о том, что в обществе сложилось неправильное представление о ЛГБТ-сообществе, а уровень их жестокости уже достиг своего пика», - сказала Лилит.
Новость об убийстве Адрианы появилась практически во всех СМИ, а в комментариях под ней - фейерверк хейта: «молодец поджигатель», «всех надо собрать в одном месте и сжечь», «жаль, что не успел сбежать», «он хорошо поступил, правильно сделал» и так далее. Причем, согласно измененному Уголовному кодексу Армении, с 2022 года отягчающим обстоятельством, помимо расовой, национальной, этнической дискриминации, также считаются ненависть и нетерпимость, возникшие из «иных обстоятельств личного или социального характера».
По мнению экспертов, речь идет также о подобных случаях, когда люди подвергаются дискриминации из-за своей гендерной идентичности. Однако за последний год новые пункты Уголовного кодекса на практике не применялись, сообщили Радио Азатутюн правозащитные организации. Между тем представители сообщества говорят, что иногда им приходится покидать Армению из-за постоянных угроз.
«Я гей по своей ориентации, в Армении была дискриминация на рабочем месте и в медицинских учреждениях, в разных сферах, поэтому я принял решение покинуть Армению, чтобы быть в большей безопасности, приоритетом является вопрос жизни», - рассказал Артур Манукян, добавив, что он постоянно жил в атмосфере ненависти, но решил покинуть страну, когда на его дом было совершено нападение. «Я однозначно очень люблю Армению, если бы была возможность, если бы в обществе была здоровая толерантность, я бы с удовольствием остался в Армении, занимался бы творчеством, работал и т.д.», - сказал он.
«Общественные кафе для меня в Армении остались мечтой, вообще трансгендерные лица не могут пользоваться общественными местами, которые созданы для общества, потому что они становятся мишенью и со стороны клиентов, и со стороны персонала», - сказала Лилит.
Ситуация вдвойне сложная особенно для трансгендерных лиц, поскольку они сразу выделяются своей внешностью, по словам Лилит, в их жизни практически не бывает ни дня без оскорблений или угроз в их адрес.