Спустя три дня после трагедии в ереванском торговом центре «Сурмалу» правоохранительные органы все еще не установили круг подозреваемых и не допросили собственников «Сурмалу». Как сообщили в Генпрокуратуре, причина состоит в том, что правоохранители еще не собрали полные данные, только вчера они смогли приблизиться к месту происшествия для проведения осмотра.
На данный момент в Следственный комитет вызвано более 50 потерпевших и хозяйствующих субъектов, необходимости допрашивать руководство правоохранители пока не видят.
«Я хочу, чтобы наша общественность также знала, что допрос - это не самоцель, просто допрос ради допроса, чтобы выполнить план, считать, что необходимые действия были проведены. Нет, он должен служить для выявления конкретных обстоятельств и круга виновных. Нет сомнений, что и руководство, и собственники обязательно будут допрошены», - сказал в беседе с Радио Азатутюн советник генерального прокурора Гор Абраамян.
Доказательств, до сих пор собранных прокуратурой, пока недостаточно для предъявления обвинений кому-либо, отметил Гор Абраамян. И это в том случае, когда инспекционный орган при правительстве полтора года назад оценил деятельность этого торгового центра как опасную, потребовав устранить два десятка нарушений. При этом инспекционный орган заявил, что не имеет информации о том, устранены недостатки или нет, поскольку повторной проверки не проводилось, а руководство торгового центра не представило документов об их устранении.
В конце концов, были ли устранены нарушения или нет, кто и что продавал в трехэтажном здании, взрыв в котором ощущался за несколько километров от него? На эти вопросы у правоохранителей пока ответов нет. Они утверждают, что проводится расследование. По словам Абраамяна, изучаются также действия инспекционного органа, однако ответственных пока на допрос не вызвали. И в этом случае они ждут, когда будут собраны все данные.
А на вопрос Радио Азатутюн, если за это время подозреваемые или возможные сообщники покинут Армению, что часто случалось в последние годы, советник генпрокурора ответил: «То есть, Вы предлагаете сначала выдвинуть обвинения, применить ограничения, только после этого получить доказательства? Теоретически ничего не исключено, но повторяю, есть действия, которые необходимо предпринять, только после чего можно будет перейти к этому вопросу. Конкретно вчера в прокуратуре Еревана состоялось совещание по вопросу их допроса и дачи их действиям уголовно-правовой оценки, были даны конкретные поручения, и ведется очень оперативная, напряженная и очень большая работа по этому вопросу».
Основная версия прокуратуры состоит в том, что взрыв произошел из-за нарушения правил безопасности, но рассматриваются и другие версии, в том числе версия о терроризме. Вчера было принято решение о проведении судебно-взрывотехнологической экспертизы, которая может выяснить, были ли среди горючих и взрывчатых материалов боеприпасы или нет.
«Были публикации вплоть до терроризма, разве вся эта информация не должна стать предметом расследования? Мы убеждены, что она должна быть расследована, мы отметили, что все версии должны стать предметом расследования, поэтому, забегая вперед, говорить об обвинениях крайне преждевременно и опасно», - подчеркнул он.
Между тем, министр по чрезвычайным ситуациям уже через два дня после взрыва заявил, что о терроризме не может быть и речи. Еще одно противоречие между официальными заявлениями появилось вчера, когда глава МЧС Армен Памбухчян заявил, что до взрыва на территории «Сурмалу», по предварительным данным, находилось до 4 тонн взрывоопасных веществ. В то время как министр указал четкие цифры, сегодня в прокуратуре сообщили, что еще изучают виды и количество материалов, хранившихся в здании.
Более того, Следственный комитет призвал граждан сдать в полицию приобретенные в торговом центре «Сурмалу» и еще не использованные пиротехнические изделия для проведения следственных действий. Других подробностей в правоохранительных органах не сообщают. Примерно спустя 80 часов после трагического инцидента ничего не ясно о его причинах, а также о подозреваемых и ответственных.