Хотя Конституционный суд (КС) еще 8 июля обратился с процедурным решением в Венецианскую комиссию для получения консультативного заключения по закону «О конфискации имущества незаконного происхождения», в пресс-службе Совета Европы Радио Азатутюн сообщили, что секретариат комиссии еще не получил заявление от Армении.
В КС не удалось получить комментарии о том, как получилось, что заявление, отправленное почти месяц назад, до сих пор не дошло до Венецианской комиссии.
В ноябре прошлого года оппозиционные депутаты обратились в Конституционный суд, чтобы выяснить, соответствует ли Конституции закон «О конфискации имущества незаконного происхождения».
Специалист по международному праву Ара Казарян считает, что заключение Венецианской комиссии внесет некоторые коррективы в закон, но существенных изменений специалист не прогнозирует.
«Европейский суд уже давно дал зеленый свет принятию и применению таких законов, в частности, в своем прецедентном праве, заявив, что подобные законы как таковые не противоречат Европейской конвенции. Примерно в таком контексте Венецианская комиссия даст заключения, но некоторые заключения могут внести коррективы в закон, скажем, гарантии для стороны ответчика, для собственников должны быть подкорректированы, потому что это достаточно асимметричный закон. То есть, он дает большие возможности одному из участников судопроизводства, которым является государство, и существенно уменьшает возможности другого участника судопроизводства, то есть рядового гражданина. Самое проблематичное - придание слишком большой обратной силы закону», - сказал Казарян.
Конституционный суд сформулировал в своем заявлении четыре вопроса, они касаются презумпции незаконного происхождения имущества, нормы возложения бремени доказательства на ответчика, отсутствия критерия доказательства в законе, коллизии всего этого с правами человека, в частности, с имущественными правами.
«Самый важный принципиальный пункт, который очень волнует юристов, - это отсутствие критерия доказательства, вопрос о том, что вместо распределения груза доказательства его возлагают на одного участника судопроизводства. В этих условиях, когда государство со всем своим арсеналом выступает против гражданина», - сказал специалист.
Специалист по международному праву считает, что пока вопрос рассматривается в КС, возбужденные дела должны быть приостановлены. До сих пор в суд направлены 12 дел. Иски о конфискации в основном касаются высокопоставленных чиновников бывшей власти.
«Представьте себе положение адвоката или прокурора в суде, когда он утверждает что-то, в чем Конституционный суд уже выразил сомнение. Естественно, эти судебные дела должны быть приостановлены до принятия решения Конституционным судом», - отметил Ара Казарян.
Оспариваемый в КС закон был принят в 2020 году. С момента вступления закона в силу до сих пор в прокуратуре проведено 330 изучений. По направленным в суд делам требование государства о конфискации составляет 200 единиц недвижимого и движимого имущества, участие 21 юридического лица и 20-21 млрд драмов. Общая рыночная стоимость всего этого достигает около 70 млрд драмов (свыше 170 млн долларов).
Однако в прокуратуре отказались давать какие-либо комментарии по этому поводу. От интервью отказались также депутаты от правящей партии на том основании, что нецелесообразно комментировать вопрос, который находится в Конституционном суде.
Более двух лет назад, когда закон обсуждался в парламенте, провластные депутаты активно выступали и заявляли, что этим законом они наконец восстановят социальную справедливость.
«Политический мессидж заключается в том, что рано или поздно имущество, которое было приобретено незаконным путем, все равно будет возвращено в госбюджет. Уверена, что уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями ощутимых результатов применения этого инструмента», - заявила бывший руководитель правящей фракции Национального собрания Лилит Макунц.
Спустя более двух лет после принятия закона нет ни одного вступившего в законную силу решения суда, а вопрос о конституционности закона, принятого правящим большинством, рассматривается Конституционным судом. Предполагается, что международная консультативная структура, которая еще даже не получила направленное месяц назад письмо, только через несколько месяцев сможет направить свое заключение. Конституционный суд, в свою очередь, приостановил рассмотрение заявления оппозиционных депутатов до получения заключения европейских экспертов.