Прокуратура должна решить, являются ли нарушения, выявленные Государственной контрольной службой (ГКС), преступлениями, и какую долю вины в них может иметь Марутян, бывший соратник премьер-министра Никола Пашиняна.
Между тем, Айк Марутян продолжает хранить молчание по данному вопросу. Назначенный после него мэром Еревана Грачья Саргсян, который был заместителем Марутяна, также не хочет комментировать этот вопрос.
В декабре прошлого года Совет старейшин Еревана выразил недоверие Марутяну и отстранил его от должности. Объяснение его бывшей команды заключалось в том, что мэр не выполняет предвыборных обещаний, отошел от миссии по устранению системной коррупции, вышел из правящей партии, порвал связь с правящей фракцией Совета старейшин и правительством.
В свою очередь, Айк Марутян, который утверждал, что намерен покинуть правящую партию еще до войны 2020 года, обвинил команду Пашиняна в отходе от «революционных ценностей».
«Главная причина совсем в другом. Как говорит инициативная группа, раз я вышел из партии «Гражданский договор», то я должен уйти и с этой должности», - тогда отмечал Марутян.
А после увольнения Марутюна стало известно, что ГКС начала проверки в муниципалитете. Таким образом, были изучены расходы и работы муниципалитета за 2018-2022 годы и выявлены нарушения на сумму 8,5 млрд драмов (более 20 млн долларов). При этом, в отчете Государственной контрольной службы особо подчеркивается, что этих нарушений больше, чем тех, которые выявлены за период семилетнего пребывания на посту представителя прежней власти, бывшего мэра Тарона Маркаряна.
Так, за годы правления Маркаряна, в 2011-2018 годах, в результате процессов выдачи разрешений на строительство и отчуждения земельных участков путем прямой продажи было выявлено нарушений на сумму около 7,3 млрд драмов. Ими также занимается прокуратура, и уже возбуждено 3 дела.
Нарушения, приписываемые команде Марутяна, по данным ГКС, относятся к разным сферам: например, были занижены базовые данные по налогу на имущество и земельному налогу на сумму около 7 млрд драмов, более 5 тысяч транспортных средств не были зарегистрированы в базах данных или необоснованно числились отчужденными, в результате чего не было собрано налогов на сумму около 331 млн драмов, а около 8 десятков автомобилей были отчуждены без уплаты налога на имущество на сумму более 4 млн драмов, или в рамках ремонтных работ на улицах и дорогах было зарегистрировано нецелевое использование и оплата за невыполненные работы и т.д. на сумму около 542 млн драмов.
Сам Айк Марутян говорил о неэффективном расходовании государственных средств на заседании Совета старейшин по вопросу о выражении ему недоверия: «Неожиданно узнаем, что революционные члены правительства секретным решением резко повысили себе зарплату, например, министры получают 1,5 млн драмов, речь о чистой сумме после уплаты налогов, заместители министров - по 1 млн драмов каждый, и так далее. Тайным решением революционных министров. Подчеркиваю, я не говорю о так называемых технократах, которые, несмотря ни на что, являются профессионалами и должны цениться за свою работу. Я говорю об идейных революционерах».
Несмотря на эти заявления, позже Марутян отказался официально заявлять о преступлении, а правоохранители не нашли никаких данных, подтверждающих его заявления.