Комитет государственных доходов (КГД) выступил с законодательной инициативой, которая, если станет законом, позволит налоговому органу получать информацию о банковских данных граждан без решения суда.
В настоящее время КГД может получить эту информацию, считающуюся банковской тайной, только по решению суда. Согласно предлагаемому изменению, если гражданин, проверяемый КГД, будет против раскрытия этой информации, то КГД может просто получить ее от банка в течение пяти рабочих дней, без решения суда.
В ведомстве, возглавляемом Рустамом Бадасяном, Радио Азатутюн сообщили, что пока не готовы сообщить подробности.
Законодательная инициатива КГД уже несколько дней выставлена на обсуждение на едином сайте проектов правовых актов e-draft.am. Представлены также обоснования, почему налоговая больше не хочет получать доступ к банковской тайнк граждан только после решения суда.
«В ряде сфер экономической деятельности, в частности в сферах бытовой техники, обработки драгоценных камней и металлов, информационных технологий, туризма и ряде других сфер, нередки случаи, когда налогоплательщики, совершающие сделки, используя различные схемы, переводят часть сумм сразу на личные банковские счета своих сотрудников или родственников, избегая декларирования части реальных доходов. Не имея доступа к информации о движениях по банковским счетам этих физических лиц, выявить занижение доходов с помощью таких схем практически невозможно», - читаем в обосновании.
Отмечая, что, например, налоговые органы во Франции и Германии имеют доступ к сведениям, считающимся банковской тайной, КГД также подчеркивает, что в установленном законом порядке его сотрудники обязаны хранить банковскую тайну, в том числе после прекращения службы.
Есть ли противоречия между КГД и ЦБ?
В Центральном банке (ЦБ) Радио Азатутюн пообещали сообщить свою позицию позднее. В ведомстве добавили, что все еще обсуждают эту инициативу с КГД.
Это обстоятельство примечательно тем, что более месяца назад, говоря в Национальном собрании о необходимости доступа к банковским данным, председатель КГД Рустам Бадасян сказал депутатам, что тема довольно чувствительная и ее необходимо согласовать с ЦБ.
«Международный опыт опять-таки свидетельствует о том, что банковская тайна, в основном, доступна налоговому органу. Я говорю «в основном» потому, что в разных странах госоргану она доступна в разных объемах и разных лимитах, в этом вопросе мы снова полагаемся на ЦБ, мы не хотим вводить или предлагать какое-либо регулирование, не согласованное с ЦБ. Потому что это достаточно чувствительная сфера, и, естественно, они достаточно чувствительны к подобным вопросам», - сказал Бадасян.
Если КГД уже выступил с законодательной инициативой, а ЦБ еще не выразил свою позицию и обсуждения с КГД продолжаются, означает ли это, что, по крайней мере, на данный момент договоренности между двумя государственными органами нет? Государственные органы об этом молчат.
Между тем, инициатива Комитета госдоходов вызвала серьезное беспокойство у бизнес-сообщества Армении.
По словам председателя союза предпринимателей «Манташянц» Ваграма Миракяна, эта инициатива негативно повлияет на бизнесменов, собирающихся инвестировать в Армению.
«Главная цель - иметь возможность самостоятельно принимать решения и заниматься самосудом в отношении бизнеса. Возможно, это облегчит работу КГД, но сделает предпринимательскую деятельность более кризисной. То есть, об инвестициях можно забыть, потому что если инвестор узнает, что приходит в страну, где нет банковской тайны и структура, занимающаяся налоговым администрированием, имеет право все о нем узнать, инвестиционная привлекательность этой страны для негот) снижается. Потому что банковская тайна является одним из важнейших принципов для любой страны, особенно страны, привлекающей инвестиции», - сказал президент союза предпринимателей «Манташянц».
По словам Миракяна, этот шаг налоговой службы также является ударом по судебному институту, поскольку, согласно действующему законодательству, бизнесмен, гражданин может через суд запретить КГД завладеть его банковскими данными. То есть, согласно предлагаемому изменению, возглавляемая Бадасяном структура берет на себя функцию суда.