Правительство планирует произвести изменения в армии, в результате которых начальник Генштаба будет подчиняться министру обороны. Об этом в интервью Общественному телевидению Армении заявил министр обороны Сурен Папикян.
«Сейчас я расскажу об еще одной законодательной инициативе, после которой у нас будет назначение главы штаба. Речь идет об изменениях в структуре Минобороны. У нас будет новая модель, по которой начальник Генштаба будет первым заместителем министра обороны. Вооруженные силы будут заниматься только обороной страны, боевой подготовкой. То есть, тем делом, которым должны заниматься», - сказал Папикян.
Согласно Конституции Армении, наивысшим военным должностным лицом в Вооруженных силах является начальник Генерального штаба.
Может ли предлагаемое изменение войти в противоречие с Конституцией? На этот вопрос Радио Азатутюн в Министерстве юстиции ответили, что никакого противоречия не видят.
Эта упомянутая Папикяном законодательная инициатива пока не опубликована, по словам министра, в ближайшее время она будет направлена в Национальное собрание, когда именно - он не уточнил.
На вопрос, не является ли это ожидаемое изменение причиной того, что в Армении до сих пор нет начальника Генштаба, за что власть критикуют как парламентская оппозиция, так и другие силы, министр обороны ответил: «Причина не в этом, причина в том, чтобы принять правильное решение, конечно. Но также сегодняшний исполняющий обязанности начальника штаба полностью осуществляет полномочия начальника штаба».
Последним начальником Генштаба ВС был Артак Давтян, он был освобожден от должности в феврале этого года. После этого исполняющим обязанности начальника Генштаба стал первый заместитель главы Генштаба Камо Кочунц, который и сейчас продолжает занимать эту должность.
Годом ранее был уволен начальник Генштаба Оник Гаспарян, когда он и еще 40 высокопоставленных военных чинов потребовали отставки премьер-министра. Никол Пашинян в то время счел это попыткой вооруженного переворота.
Член парламентской комиссии по обороне, депутат от оппозиции Тигран Абраамян считает объяснение министра о неназначении главы Генштаба неубедительным. По его словам, Папикяну остается только одно - предложить кандидата на должность главы Генштаба.
«Это делается в присутствии премьер-министра, президент назначает и т. д., но очевидно, что основные вопросы решаются при его активном вмешательстве. И вместо того, чтобы в данный момент представлять фальшивые пакеты изменений, лучше бы они занимались той работой, для которой они были назначены. Хотя в политическом плане от этой власти никаких ожиданий больше нет», - сказал Абраамян.
В соответствии с предусмотренными изменениями Генштаб Вооруженных сил больше не будет заниматься закупками и тыловым обеспечением. Между тем, согласно действующему закону, Генштаб ВС организует «оперативное, техническое и тыловое обеспечение Вооруженных сил».
«Всем этим должны заниматься другие управления, находящиеся в составе Минобороны. То есть, начиная с тылового обеспечения, все это должно осуществляться невоенными. Многие вещи будут делегированы. Так же как продовольственное делегирование было осуществлено успешно, несмотря на многочисленные критические замечания, так и все те возможные направления, которые можно делегировать, мы будем делегировать», - сказал министр.
Папикян ответил на утверждения оппонентов о том, что ожидаемых изменений в армии после войны не происходит, заявив, что оппоненты лучше всех знают, что не обо всем можно громко говорить, в том числе и о вопросах, связанных с приобретением оружия.
«Это действия, проводимые по секретной процедуре. Они специально об этом говорят. Есть процессы, есть переговоры, о которых вообще нельзя говорить. Об этом речь. Речь идет не только о физической перевозке оружия и боеприпасов в Республику Армения. Есть планирование, есть процесс, есть контракты», - сказал министр.
Он заверил, что ведется огромная работа по благоустройству образовавшихся после войны новых границ, по строительству дорог, ведущих к передовой, заверил министр.
Тигран Абрамян на это возразил: «Вопросы, связанные с инфраструктурой, достаточно сложные. Они не так легко решаемы, потому что есть районы, которые находятся под прямым прицелом противника и так далее. Но проблема в том, что ни по объему, ни по значимости работа не проведена».
Хотя на армяно-азербайджанской границе периодически возникают напряженные ситуации, тем не менее, по мнению министра, опасность войны на данном этапе не просматривается.