Нанесение лицу тяжкого оскорбления, то есть нецензурная брань или оскорбление его достоинства иным крайне неприличным способом, согласно законопроекту, может наказываться штрафом в размере от 100 тысяч до 0,5 млн драмов. Если брань была публичной, либо была высказана в Интернете, либо была обусловлена общественной деятельностью лица, штраф составляет от 0,5 млн до 1 млн драмов. А если это происходило в отношении одного и того же лица и периодически, то в качестве наказания установлен штраф в размере 1-3 млн драмов или арест на срок от одного до трех месяцев.
Публичная деятельность в данном случае - это журналистская, публицистическая деятельность, выполнение служебных обязанностей, государственная служба, общественная или политическая деятельность. То есть, наказание будет более суровым, если оскорбление будет высказано в адрес политика, журналиста или государственного служащего.
«Только в части третьей, то есть в случае наличия квалифицируемого состава преступления предусмотрен арест как таковой как крайняя мера привлечения к ответственности, во всех других случаях речь идет исключительно о привлечении к ответственности посредством штрафа», - пояснил глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян.
По его словам, десять лет назад в Армении оскорбление и клевета были декриминализованы и это было хорошо, но сейчас ситуация изменилась, в социальных сетях оскорбление повсеместное, а они криминализируют не оскорбление и клевету, а нецензурную брань. По их мнению, законопроект будет играть сдерживающую роль.
Владимир Варданян подчеркнул, что изменения внесены в Уголовный кодекс, который будет действовать до 2022 года. После этого вступит в силу новый Уголовный кодекс, принятый этим парламентом. Варданян надеется, что к тому времени уровень нецензурной брани снизится и необходимость вносить эти изменения в новый кодекс отпадет.
«Если за этот год мы сможем добиться результатов, не будет необходимости вносить соответствующие изменения в новый Уголовный кодекс», - сказал он.
Депутат оппозиционной фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян заметила, что власть, похоже, «готовится к парламенту нового созыва, между тем, есть множество гораздо более важных вопросов для обсуждения». Зограбян отметила, что Азербайджан уже ежедневно совершает нападения на границу. Ее предложение о том, чтобы созвать экстренное заседание и, пусть даже в закрытом режиме, обсудить ситуацию, осталось без ответа.
Депутаты НС в основном поднимали вопросы, связанные с определенностью этого законопроекта, брань - очень широкое понятие. Представитель правящей фракции Николай Багдасарян даже процитировал значение слова «брань» из словаря Ачаряна. «Согласно словарю Ачаряна, бранью считается высказывание любой ложной информации в отношении человека. Другой вопрос о непристойности или о пристойном оскорблении, как вы будете определять, как судья будет решать, это предложение пристойное или нет?» - спросил он.
Владимир Варданян ответил: «И прокуратура, и следственные органы РА, и адвокаты, и каждый гражданин очень хорошо умеют отличать разницу между нецензурной бранью и другими оскорблениями».
Покинувшая правящую фракцию София Овсепян задала более конкретный вопрос: «Как должны пресекаться такие оценки, которые дает общество власти, как, например, апатриды, сдающие земли, капитулянты и прочее? Или как следует оценивать, например, произнесенное г-жой Назарян слово «идиотка»? Мне очень интересно, следует ли их криминализировать или нет».
На этот вопрос ответила первый заместитель министра юстиции Кристине Григорян: «Попытка перенести каждое слово, которое, по нашему мнению, выходит за рамки критики, в поле криминальной оценки, приведет к очень плохому результату».
Кстати, последнее внеочередное заседание Национального собрания 7-го созыва сегодня вел не спикер НС Арарат Мирзоян, который ушел в отпуск, а вице-спикер Ален Симонян, являющийся кандидатом в спикеры парламента 8-го созыва. Он на протяжении всего заседания довольно строго следил за длительностью выступлений, а также несколько раз в ходе заседания требовал в зале тишины.