Ссылки доступа

Оник Гаспарян подчеркивает, что «пришлось выбирать между очень плохим сценарием и трагедией, мы предпочли очень плохой сценарий»


Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении, генерал-полковник Оник Гаспарян (архив)
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении, генерал-полковник Оник Гаспарян (архив)

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении представил подробности войны в Нагорном Карабахе.

«Нам пришлось выбирать между очень плохим сценарием и трагедией, мы предпочли очень плохой сценарий», - заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении Оник Гаспарян в опубликованном сегодня обращении.

Генерал-полковник подчеркнул, что как начальник Генштаба Вооруженных сил и непосредственный командир он несет ответственность за все успехи и неудачи Вооруженных сил.

Оник Гаспарян представил следующие подробности:

«27 сентября 2020 года армянские вооруженные силы восприняли войну, развязанную Азербайджаном, его союзником Турцией и наемными террористами, с честью и делали все возможное и невозможное с первых секунд войны. Армянский солдат сражался самоотверженно, бился насмерть.

Со стороны некоторых деятелей звучат обвинения в том, что руководство вооруженных сил представляло главе государства нереальный анализ вероятного характера действий противника и возможностей его вооруженных сил. Это не соответствует действительности.

Я был назначен на должность начальника Генштаба ВС Армении 8 июня и уже 12 июня премьер-министру Республики Армения, а спустя несколько дней также и Совету безопасности представил анализ военно-политической ситуации в регионе и возможности наших вооруженных сил.

На основе проведенного анализа я представил предложения по повышению уровня военной безопасности государства. В частности, я отмечал, что:

1. Отныне наш противник - не только Азербайджан, но и Турция. Следовательно, Армения не может эффективно противостоять совместному военному потенциалу этих государств, и необходимо направить весь политический и дипломатический потенциал на то, чтобы избежать войны или хотя бы ее отсрочить.

2. Данное предложение было воспринято Советом безопасности и премьер-министром, однако был поставлен вопрос: «А если не удастся избежать войны, что мы должны сделать?» Я ответил, что в навязанной нам войне мы должны попытаться в максимально сжатые сроки нанести противнику большие потери и заставить его отказаться от дальнейших действий. Я отметил, что мы должны избегать длительной войны, учитывая наличие наших ресурсов. Были обсуждены и одобрены многочисленные предложения, реализация которых должна была существенно повысить наш боевой потенциал. Это касалось приобретения вооружения и военной техники, комплексного обеспечения боевых действий.

3. Тогда был поднят вопрос о создании военного ополчения численностью в сотни тысяч человек.

Нам не удалось избежать войны, и 27 сентября враг с во много раз превосходящими силами перешел к широкомасштабному наступлению по всему Арцахскому фронту. Армия обороны успешно отбивала все атаки, нанося большие потери, уничтожая большое количество живой силы и военной техники. К сожалению, и наши войска несли тяжелые потери.

На четвертый день войны на заседании Совета безопасности я представил наши потери и оценку вооруженных сил в создавшейся ситуации, отметив, что в течение двух-трех дней необходимо принять меры по прекращению войны, иначе в условиях боевых действий такой интенсивности наши ресурсы будут исчерпаны в короткие сроки, и в последующие дни у нас будут более невыгодные условия для переговорного процесса.

Подобные оценки я давал много раз во время круглосуточной работы с премьер-министром, а также и на заседаниях Совета Безопасности.

Все попытки и предложения остановить войну на определенном этапе были отклонены Турцией и Азербайджаном, мы были вынуждены продолжать боевые действия, пытаясь наносить противнику большие потери и заставить его сесть за стол переговоров.

Соглашение на очень тяжелых условиях было принято в результате всесторонней оценки ситуации. Нам пришлось выбирать между очень плохим сценарием и трагедией. Мы предпочли очень плохой сценарий.

Этот день был худшим днем моей жизни, это была моя личная трагедия…

Но осознание того, что в результате этого решения удалось сохранить большую часть Арцаха и основной военный потенциал Армии обороны, говорит, что мы не имеем права отчаиваться. Мы должны сплотиться, быстро воспрять и подготовиться к продолжению борьбы».

«Как начальник Генерального штаба Вооруженных сил и непосредственный командир, я несу ответственность за все успехи и неудачи Вооруженных сил.

Преклоняю голову перед памятью всех погибших и перед их родными. Нам была навязана очень жестокая война, и в неравной борьбе армянский солдат и офицер продемонстрировали решимость воевать до самого конца и самые высокие моральные качества.

Это была настоящая героическая битва и борьба за выживание… Армянский народ может гордиться своими солдатами, офицерами и генералами», - заявил Оник Гаспарян.

«Не будем отчаиваться, и будем продолжать защиту границ нашей Родины, всерьез анализировать и делать выводы, реконструировать Армянскую армию, повышать ее боеспособность.

Благодарю за самоотверженное служение. С высоким осознанием и ответственностью неуклонно осуществим выполнение поставленных перед нами боевых задач, своим единством и несгибаемой волей будем достойны памяти наших погибших товарищей по оружию», - говорится в обращении генерал-полковника, которое опубликовано на официальном сайте Министерства обороны Армении.

XS
SM
MD
LG