В связи письмом репатриировавшейся из Канады Марии Ганагунян, адресованным премьер-министру Николу Пашиняну, в управлении внутренней безопасности полиции началось служебное расследование.
По оценке Ганагунян, компетентные органы настроены конструктивно.
«Очень быстро и конструктивно обратились к этим проблемам, попытались выяснить и понять, что произошло и почему. Я просто благодарна, что они очень конструктивно пытаются решить эти проблемы», - сказала женщина.
В своем письме Мария Ганагунян рассказала о многочисленных препятствиях, с которыми столкнулась по возвращении в Армению в процессе получения армянского гражданства. После рождения детей она взяла фамилию мужа, и здесь нужно было подтвердить этот факт, однако в Паспортно-визовом управлении полиции ей не смогли помочь, поскольку не могли подтвердить, что она родилась в Армении, от нее потребовали документ, который в Канаде не используют и не выдают.
Затем Ганагунян обратилась в ЗАГС административных районов Кентрон и Норк-Мараш, начальница которого, по словам женщины, плохо к ней отнеслась, даже сказала, что ей не следовало возвращаться в Армению и что лучше бы она вернулась туда, откуда приехала, потребовав у нее тот же документ, который в Канаде не используется.
«Все, с кем я разговаривала и кто имел дело с этой женщиной, удостоились такого же обращения с ее стороны. Я не думаю, что она находится на своем месте», - отметила Мария Ганагунян.
В конце концов, после 5-месячного обивания порогов Паспортно-визового управления кто-то посоветовал Ганагунян обратиться в Министерство юстиции. Там за месяц ей изменили фамилию в свидетельстве о браке. Столкнувшись с различными бюрократическими препонами, Ганагунян все же получила армянский паспорт.
«Увольнение того или другого должностного лица не является решением. Должны быть установлены законы в целом, должны быть разработаны протоколы, чтобы люди, которые поставлены, чтобы помогать таким людям, как мы, понимали, как помочь. Проблема состоит в этом. Я столкнулась с людьми, которые были готовы, хотели помочь, просто не знали – как», - сказала Мария Ганагунян.
Начальник ЗАГСа административных районов Кентрон и Норк-Мараш Гаяне Сафарян отрицает, что призвала Ганагунян вернуться в Канаду.
«Мы проконсультировали ее, документов, необходимых для дела, у нее не было, и она была немного возмущена. Я думаю, что любой разумный человек, если он имеет дело с обязанностями госслужащего или общественного служащего, не мог, не имел права и не позволил бы себе такое высказывание», - сказала Гаяна Сафарян.
Сафарян отметила, что есть закон, есть порядок, однако процесс был упрощен, в их деле произошли революционные изменения. «Недовольство заключается в том, что если вы объясняете гражданину процедуру, и у него в данный момент есть проблемы, он не может представить документ либо тот соответствующим образом не завизирован, нет соответствующего перевода и прочее, он уже начинает раздражаться. Люди раздражаются даже в том случае, если им приходится ждать, когда находящийся в кабинете гражданин выйдет, если во время перерыва сотрудник решит воспользоваться этим перерывом. Считаю, что жалобы не соответствуют действительности», - сказала она.
Опубликовавший на своей странице в Facebook письмо премьер-министр Никол Пашинян с целью выяснить и исключить причины подобных проблем дал поручения ряду высокопоставленных чиновников, в том числе верховному комиссару по делам диаспоры Заре Синаняну, подчеркнув: «Пожалуйста, прочитайте это письмо, чтобы понять, какие позорные вещи происходят в нашей стране».
Кстати, именно Синанян призвал женщину написать письмо премьер-министру. Он подчеркивает, что к нему часто обращаются с такими проблемами.
«Страшные истории рассказывают о том, как плохо к ним относятся. Летом, когда был большой поток, многие, воспользовавшись возможностью, обратились за получением гражданства и рассказывали, в каких плохих условиях их приняли во время церемонии принесения присяги, рассказывали, как в жаркой комнате в ужасных условиях, при температуре 45 градусов, их заставили два часа сидеть и в конце все сделали ненадлежащим образом. У этого нет объективной причины, это просто вопрос подхода, это просто вопрос нежелания, это просто вопрос стиля работы и психологии», - сказал Синанян.
По словам Синаняна, все процессы, связанные с репатриацией, должны осуществляться лучшим образом, так как сделать репатриацию реальностью – это вопрос национальной безопасности.
«Мы как государство, как нация заинтересованы в возвращении наших соотечественников на родину, и, к сожалению, мы еще не достигли того статуса, когда бы люди выстраивались в длинные очереди и миллионы людей хотели бы приехать сюда, и мы решали бы, кого как принять, смогли бы позволить себе «роскошь» грубить людям», - подчеркнул Верховный комиссар по делам диаспоры.